культурная экология
en ru

Богородица, Богоматерь, Дева Мария

Личное имя матери Иисуса Мария восходит через греч. Μαρία к еврейскому личному имени Миръям, что на древнееврейском означает «горечь, возмущение». Согласно апокрифическому рассказу, у благочестивой немолодой семейной пары   Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», тот удалился в пустыню. В это время супругам было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». Рождество Богородицы отмечается 8 сентября.

Согласно Евангелию от Луки, Мария жила с родителями в Назарете, в Галилее. Архангел Гавриил объявил ей, что она станет Матерью обещанного Мессии, зачав его посредством Святого Духа. Когда Мария родила сына, то назвал его Иисусом (Мф. 1:18-24). День, когда посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя (Лк. 1:26-35), отмечается христианами как Благовещение.

В Новом Завете Дева Мария упоминается не часто. Она присутствовала на браке в Кане Галилейской, когда Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино. В момент казни Спасителя на Голгофе Богородица стояла возле креста. По преданию, Богородица присутствовала и при Вознесении Господнем.

Богоматерь из композиции "Распятие с предстоящими", г. Соликамск, Троицкий собор

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Богородица жила в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Как-то во время молитвы к ней явился архангел Гавриил, который сообщил, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в комнате Девы Марии заблистал несказанный свет Божественной славы, кровля открылась, и сам Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками сошёл к Богородице. После этого Дева Мария мирно скончалась. 

Основные Богородичные праздники – это Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября (8 сентября), Введение во храм 4 декабря (21 ноября), Благовещение 7 апреля (25 марта), Успение Пресвятой Богородицы 28 августа (15 августа). В с. Орел Пермского края есть Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, в честь праздника, отмечаемого в субботу пятой недели Великого поста, который был установлен в VII – IX вв. ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей Константинополя от вражеских нападений. Примечательно, что св. кн. Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера именно в день Похвалы Непобедимой Воеводе: в 1242 г. 5 апреля совпало с пятой субботой Великого поста, т.е. с церковным чтением Акафиста.

Произведения пермской деревянной скульптуры собраны из нескольких храмов, посвящённых Богородице, среди них: Рождество-Богородицкая церковь в с. Усть-Боровское, Рождество-Богородицкая церковь в г. Перми, Рождество-Богородицкая церковь в г. Чёрмоз, Успенская церковь г. Чердыни, Благовещенская церковь в с. Покча, Благовещенская единоверческая церковь в г. Очёре, Владимиро-Богородицкая церковь (Рубежская) в г. Усолье, Владимиро-Богородицкая часовня в пос. Пашия, Богородице-Знаменская церковь в с. Шакшер, Одигитриевская церковь в с. Шерья и часовня Покрова Богоматери в г. Усолье.

В пермской деревянной скульптуре Богородица по каким-то причинам никогда не изображалась отдельно, а всегда в композиции «Распятие с предстоящими», иллюстрирующей момент казни Спасителя (ДС-27, ДС-104, ДС-137, ДС-334, ДС-343, ДС-347, ДС-349, ДС-396, ДС-154/2, ДС-289/2, ДС-26/2, ДС-36/2, ДС-41/2, ДС-42/2, ДС-52/2, ДС-53/3, ДС-69/2, ДС-95/2, ДС-102/2, ДС-192/2, ДС-252/2, ДС-281/2, ДС-285/2, ДС-356, ДС-379, ДС-383, ДС-291/2, ДС-293/2).

Предстоящая Богоматерь. Из часовни д. Подъячевой (Чазевой) Коми-Пермяцкого округа

 

Богоматерь всегда изображают слева от Голгофского креста (по правую руку от Спасителя). Она то глядит на Христа, то её голова печально склонена. Иногда она смотрит прямо на зрителя. Руки женщины часто соединены в молитвенном жесте, перекрещены на груди, реже – придерживают края одежды.

Богородицу на иконах принято изображать в тунике – длинной нижней одежде с узкими рукавами, как правило, тёмно-синего цвета. Голову её покрывает красный мафорий – платок или накидка длиною до колен. Прикамские резчики, очевидно, не всегда были сильны в иконописном каноне, и хотя чаще цвета одежды передаются правильно, есть случаи, когда менялись цвета хитона и мафория. Богородица также изображалась в сером и белом, в зелёном и коричневом, в золотом.