культурная экология
en ru

О проекте

ПЕРМСКИЕ БОГИ – образное определение, закрепившееся за пермской деревянной скульптурой с лёгкой руки А.В. Луначарского – так в одноимённой статье 1928 года, опубликованной в журнале «Советское искусство», он охарактеризовал явление, ставшее визитной карточкой Пермского края. Определение прочно вошло в оборот, обозначив сразу и географические рамки, и стилистические особенности прикамских храмовых скульптур.

Пермская деревянная скульптура – одна из титульных музейных коллекций Пермского края. По своей полноте и представительности – крупнейшая из отечественных региональных собраний, в которых представлена храмовая деревянная скульптура. Пермская коллекция насчитывает около 500 рельефных и скульптурных образов православных святых, созданных в XVII – конце XIX веков, и до начала XX века находившихся в храмах и часовнях Пермских земель. Все эти памятники были под угрозой уничтожения в послереволюционный антирелигиозный период. Практически вся коллекция сформирована в начале 1920-х благодаря экспедиционной деятельности пермских музейщиков под руководством Н.Н. Серебренникова. Помимо самостоятельных произведений, в коллекции немало разрозненных фрагментов и деталей (при этом необходимо отметить, что многие из них обладают экспозиционной самодостаточностью).

СКУЛЬПТУРА В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

Деревянная резная скульптура как часть храмового убранства – явление само по себе не уникальное: резные образы были достаточно широко распространены в разных регионах России – как на Севере, так и в Центральной России, в местах, территориально относимых к русской провинции. К началу XX века и последовавшему после 1917 года периоду антирелигиозной пропаганды памятников этого рода сохранилось не так много. Именно начало 1920-х годов, когда в стране закрывались церкви и огромное их количество уничтожалось, стали решающим периодом в складывании музейных коллекций – не только пермской, поскольку исторические реалии были одинаковы везде, но в разных территориях были свои драматичные и трагические обстоятельства и события. Перми в определённом смысле повезло: вовремя организованные музейные экспедиции (1923 – 1926) позволили спасти большинство существовавших на тот момент памятников прикамской храмовой пластики (наряду со строгановскими иконами, и не только иконами).

Прикамье – территория поздней христианизации. Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII – началу XVIII веков и происходят из православных храмов в поселениях по реке Колве: Покчи, Ныроба и Чердыни. Это территория современного Чердынского района, которая в XV – начале XVI веков входила в состав Великопермского княжества.

Деревянная скульптура как важная составляющая молитвенных храмовых образов проникала в Пермь Великую, скорее всего, из северорусских земель и центральной Руси, постепенно обогащаясь собственным характером. Пермская деревянная скульптура справедливо считается феноменом – настолько яркими местными чертами она обладает. Это особенности мастерства безымянных резчиков, сплав традиций народной резьбы по дереву и православного канона. Это выраженные этнические черты, отразившие состав местного населения (коми-пермяки, татары, башкиры и другие народности, среди которых русские были в меньшинстве). Это своеобразные формы русского провинциального барокко, соединившие черты католической пластики с русским народным искусством. Это особая внутренняя эмоциональность образов, сочетающих в себе одновременно кротость и силу характера. 

О ПРОЕКТЕ

Проект Пермской художественной галереи «Пермские боги. Культурная экология» был задуман для того, чтобы сконцентрировать на одном ресурсе возможно более полные и разнообразные данные о пермской деревянной скульптуре. 

Цели и задачи проекта  

  Создание сайта, объединяющего сведения о местах бытования пермской деревянной скульптуры, её истории, технологических и художественных особенностях, а также об исследованиях по этой теме. Главная цель проекта – поставить это явление в общероссийский контекст, а в перспективе – и в международный. Сайт призван способствовать сбору научной информации и дальнейшему изучению православной храмовой пластики.

Основная задача, которую мы решаем на начальном этапе, – привязка к месту, совмещение храмовой скульптуры с церквями и часовнями, откуда она была доставлена в музей. Для этого проводилась фото- и видеофиксация руинированных храмов Прикамья XVIII – XIX веков, обладающих историко-художественной значимостью, но не имеющих охранного статуса. За десятилетия формирования коллекции зафиксировано 102 храма и часовни, откуда появилась деревянная скульптура в собрании ПГХГ. На сегодняшний день не сохранилось 37 храмов, а из оставшихся 32 имеют статус объектов культурного наследия. Руинированные или частично руинированные храмы, не учтённые как памятники истории и архитектуры (в настоящий момент их 33) остаются "за скобками", но при этом составляют объёмную, разнообразную и невероятно красивую часть истории культуры Прикамья. Нам важно зафиксировать нынешнее состояние этих храмов, сохранить их как объекты истории и культурного ландшафта.

Среди храмов, из которых происходят те или иные памятники, сохранились единицы. Большинство – в руинированном состоянии, но тем не менее по ним можно судить о масштабах и структуре храмовых строений, иногда – о технологических качествах (особенности кладки, способы перекрытий, чинки, типы кирпича), редко – о характере росписей. Количество православных культовых сооружений в Прикамье на рубеже XIX – XX точно не известно: церкви перестраивались, иногда переосвящались, получали новые именования, часовни приписывались то к одному храму, то к другому. Сохранившиеся (даже частично) постройки свидетельствуют о широком размахе храмового строительства в Пермском крае. 

Что сделано

В 2021 – 2022 состоялось 4 экспедиционных выезда в 63 населённых пункта по разработанным направлениям для фотофиксации храмовых построек (в первую очередь руинированных или разрушающихся и не имеющих статуса ОКН) и видеосъёмки местности. Мы проехали практически все населённые пункты, откуда происходит наша скульптура, зафиксировали памятники архитектуры в том состоянии, в котором они сегодня пребывают. Мы плотно работаем с архивами и местными музеями, которые являются нашим партнёрами и активно помогают своими материалами и знаниями.

Перспективы развития проекта

На сайте будут представлены уникальные фотографии и документы. Материалы о продолжении исследовательского процесса будут регулярно дополняться . Некоторые скульптуры впервые предстанут в 3D формате.

Планируется сбор информации о междисциплинарных связях в исследовании пермской деревянной скульптуры и мест её бытования, изучение материалов российских региональных архивов для создания базы данных мастеров-резчиков, артелей, мастерских, существовавших в Прикамье в XVIII – XIX вв. и ареала их деятельности.