культурная экология
en ru

В прошлом и настоящем: иконостас церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке

Церковь Похвалы Богородицы в п. Орёл (1735) Усольского района  – памятником архитектуры и градостроительства Пермского края (1). Памятником истории и культуры является также иконостас церкви. Причём этот иконостас назван в числе 11 объектов культовой архитектуры с дошедшими до нашего времени подлинными иконостасами (2). Из 481 храмов (3) и иконостасов в бывшей Пермской епархии сохранилось лишь 11 оригинальных. В Орлинской церкви – самый древний.

Иконостас – сердце храма. Он символизирует связь земного и небесного миров, представляя человечеству путь к духовному спасению.  Высокий русский иконостас – неповторимое и целостное явление в православном искусстве. Он отражает все церковные постулаты, передаёт многогранность мастерства его исполнителей, оставляя на себе след истории Отечества и Русской православной церкви.

Иконостас церкви Похвалы Богородицы – семиярусный. Несмотря на то, что построен в глубокой уральской провинции, он представляет прекрасный образец высокого столичного искусства второй половины и конца XVII века. Существуют разные версии датирования постройки иконостаса. Одна из них – построен в начале XVIII века вместе с церковью. Другая версия, которой придерживаются историки В. Цыпуштанов, В. Шилов: иконостас построен мастерами-резчиками в конце (или второй половине) XVII века и был перенесён в новую каменную из старой деревянной церкви, что было нередким явлением. (4)

Эти сведения косвенно подтверждает архивная «Ландратская перепись» 1715 года, где упоминается об иконостасе старой деревянной церкви Орла-городка (5). Кроме того, об этом свидетельствуют подписные и датированные иконы, выполненные мастерами московской Оружейной палаты в 1660 – 1680-х годов.

В разное время из иконостаса многие иконы изымались, заменялись другими, так же как часть резных колонок местного ряда, находящихся ныне в разных музейных коллекциях. Резные Царские врата были заменены новыми. Вместо утраченных икон были помещены произведения, написанные в разное время и собранные из близлежащих церквей в результате их закрытия в 1920-х годах. В большинстве своём это иконы письма местных мастеров XVIII – XIX веков. Но часть древних икон, вложенных Строгановыми, несмотря на катаклизмы, остались в иконостасе. В полной сохранности уцелел остов иконостаса, рамы для икон, колонки верхних пяти рядов и значительная часть икон, оставшихся в иконостасе, писанных в московской Оружейной палате. Принадлежность кисти «московских оружейников» считывается при сравнении с иконами, также выполненными в Оружейной палате другими мастерами, и с памятниками, созданными местными иконописцами. Сегодня мы не можем посмотреть оборот икон, где, возможно, указаны и время исполнения, и авторство, и «поставление» Строгановых. Видимо, более подробный осмотр памятников иконостаса в будущем, когда появятся необходимые средства на реставрацию.

Семиярусный иконостас представляет собой грандиозное сооружение: гигантскую резную раму с обрамлением для акцентирования каждой иконыИзумительная декоративная резьба, оставшиеся иконы замечательного исполнения и сегодня усиливают неоднократно эмоциональное воздействие на верующих.

В Орлинской церкви иконостас не является прямой алтарной  преградой, как во многих других храмах. Его ступенчатая ярусная конструкция следует за архитектурным пространством. Ордерные детали иконостаса классичны, но в то же время флемские резные флореальные мотивы соответствуют стилю барокко. Центр не заглублён, но здесь находится ось конструкции. Это чётко выделенная вертикаль, которая является организующим началом. Она начинается от Царских врат, идёт вверх и заканчивается седьмым ярусом, как бы вознося резное Распятие с Предстоящими в подкупольное пространство. Ряды, расположенные  вверху, в пятом и шестом ярусах, короткие, по одной иконе справа и слева, с центрами в середине. Ряды ниже становятся больше и масштабнее. Подобная пирамидальная композиция иконостаса зримо напоминает облик горы Голгофы. Мысль об исцелении «от грехопадений наших» связывается с идеей искупления.

В. Цыпуштанов, краевед, историк архитектуры, научный сотрудник Усольского музея «Дом Строгановых», не ссылаясь на документальный материал, отмечает, что иконостас создан мастерами-резчиками в Оружейной палате московского Кремля и перенесён из старой деревянной церкви (6). Архивные фотографии показывают прекрасную барочную резьбу Царских врат из храма Похвалы Богородицы, ныне хранящихся в Березниковском историко-художественном музее. Первоклассная резьба «на проём» в сохранившихся или изъятых колонках иконостаса и находящихся в настоящее время в музеях представляет работу замечательных мастеров. В пользу этого мнения говорят и косвенные факты. В XVII веке в московской Оружейной палате работала Палата резных и столярных дел. Мастера выполняли заказы на иконостасы флемской резьбы высокого рельефа, как детали убранства Орлинской церкви, которые отличает скульптурная резка, типичные узоры эпохи барокко. Изящны колонки с капителью, где также присутствует объёмная пышная резьба и типичные мотивы: резная виноградная лоза (символ Евхаристии) и птички. Резьба позолочена. Ритмические повторы изгибов стеблей, симметрично раскинутые завитки говорят о сочетании декоративности и символики.

Думается, что иконографическая программа после изъятия икон изменилась, хотя размеры, видимо, были заданы изначально, а чины размещены по традиционным иконостасным схемам: нижний ряд – местный. Иконы здесь по размерам самые крупные. За ним – праздничный чин, выше  Деисус – моление апостолов, ангелов перед Христом о спасении мира. Иконы деисусного ряда по высоте больше других, что свидетельствует об иерархическом господстве этого чина. Иными словами, основная идея выражалась деисусным чином. Праздничные и пророческие ряды разные по величине. Выше праздничных – пророческие.

Иконы местного и праздничного чинов (ряды) заменены другими полностью, как и так называемая центральная вертикаль иконостаса. Остальные иконы, на наш взгляд, по большей мере писаны в московской Оружейной палате, возможно, разными мастерами.

История этой церкви теснейшим образом связана с нашим краем, с деятельностью «именитых людей» Строгановых, сыгравшей важную роль и   в жизни России. Благодаря их энергичной заботе, вкладам в церковь Похвалы Богородицы и другие храмы, бывшая столица «строгановской империи» Орёл-городок богател, торговал и украшался. При Никите Григорьевиче (1560 – 1616) и Григории Дмитриевиче (1656 – 1715) в основном трудами столичных мастеров. Об этом свидетельствую подписи на оборотах икон и, конечно, стилевые особенности произведений.

Во второй половине и конце XVI в. иконы, написанные «государевыми иконописцами» по заказу Никиты Григорьевича, украшали Похвальский храм, располагаясь в местном ряду иконостаса. Но уже во времена Григория Дмитриевича они были рассредоточены по церкви (по храмовой описи 1802 года). Редкий комплекс икон «поставления» Григория Дмитриевича был также заказан мастерам московской Оружейной палаты. По словам исследователя В. Г. Брюсовой, новый метод письма «отличается технической сложностью, требует тщательности и большого навыка» (7).

В исторических письменных источниках разных времён встречаются сведения об иконном составе иконостаса, о некоторых особенно значимых памятниках. В различные эпохи при разных владельцах упоминаются местные ряды икон, их драгоценные оклады. И что интересно, в действующей ныне церкви можно обнаружить как памятники «никитинского времени» (1560 – 1715), так и более поздние значительные вклады Григория Дмитриевича и его сыновей.

Вне иконостаса в храме осталась подписная икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (1676) работы Ивана Максимова. Иван Максимов (упоминается с 1666, умер в 1688) был одним из ближайших учеников Симона Ушакова, гравёра, иконописца-реформатора, руководителя иконописной мастерской московской Оружейной палаты. До принятия в число жалованных иконописцев Оружейной палаты в 1678 году на протяжении 12 лет Максимов состоял иконописцем в Пушкарском и Посольском приказах. Помимо иконописи, специализировался на книжной миниатюре. Принимал участие в оформлении нескольких книжных изданий, в том числе «Титулярника» и «Книги о избрании на Превысочайший престол Великого Российского царствия Великого государя и Великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца». Иными словами, личность иконописца Максимова в прошлом достаточно известная, а икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» – подлинный шедевр мастера.

Описи церковного имущества разных лет, в том числе последняя (1802 года) дают возможность сопоставить памятники. Известно, что в 1925 году был первый вынос из храма иконы Богоматери Владимирской работы Истомы Савина и нескольких литургических предметов. Самое большое изъятие икон было в 1941 году. Потом что-то вернули в храм, что-то осело в строгановских коллекциях в БИХМ и ПГХГ (8).

Оставшиеся иконы Похвальского иконостаса представляют художественную, историческую и духовную ценность. Имеются в виду как сохранившиеся иконы мастеров московской Оружейной палаты, так и памятники местных писем. На территории Пермского края существовали несколько иконописных мастерских: в Усолье, Ильинском, Чердыни, Покче и др. Требуется тщательный осмотр икон Похвальского иконостаса, срочная реставрация. Учитывая ценность самой территории, уникальность церковного здания – памятника градостроительства и архитектуры, редкий иконостас Орлинской церкви, сделать это остро необходимо.

Храмовое строительство и обустройство церквей продолжали наследники Григория Дмитриевича: его сыновья Александр (1699 – 1754), Николай (? – 1758) и Сергей (1707 – 1756), а также их внуки. Наследники Григория Дмитриевича выстроили зимний храм. Причём было найдено оригинальное решение: в центре храма Похвалы Богородицы в конце 1730-х возвели придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского, отделив его от основного пространства. Этот придел и стал зимним храмом. Посвящение Александру Невскому имеет свою символику и было не случайным событием для церкви Похвалы Богоматери. Для Александра Григорьевича Строганова (1699 – 1754) он являлся небесным покровителем. Именно в праздник Похвалы Богоматери – символа спасения христиан, всех «чад Божиих» (4-5 апреля 1242 г.) Александр Ярославич Невский (1220 – 1263) одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере. Праздник Похвалы Богородицы отмечается в пятую субботу Великого поста, поэтому приходится на разные числа. И ещё одно событие, которое может тоже иметь значение для постройки придела в Похвальской церкви: в 1730-е мощи Александра Невского перенесены из Владимира в Александро-Невскую лавру. Возможно, все эти совпадения и побудили освятить зимний храм Орлинской церкви во имя Александра Невского.

Сегодня храм Похвалы Богородицы даёт представление о былом величии и красоте. Несмотря на изъятие отдельных предметов, церковь Орла-городка почти всегда оставалась действующей (закрывалась лишь в 1941 – 1943 годах). Сохранившаяся часть великого наследия стала знаковой для Пермского края. Она является своего рода символом региональной и общероссийской истории и культуры.

Примечания

  1. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976. С. 48, 54, 110, 161 
  2. Памятники истории и культуры Пермской области. Каталог. Пермь, 1986. С.40
  3. По сведениям КЦОП.
  4.  Пермская епархия, краткая история. / Сергей Синенко. Информационно-аналитический журнал «Посреди России». 17.2.2020. URL: posredi.ru/permskaya-eparxiya.html
  5. Ципуштанов В. На Усольской заповедной земле. Усолье, 2001. С. 27
  6. Архив Ильинского районного краеведческого музея: Ландратская перепись. 1715. Оп. 2038. Д. 156. С. 4
  7. Ципуштанов В. На Усольской заповедной земле. Усолье, 2001. С. 27 – 28
  8. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. 1984. С. 39
  9. См: ПГХГ. Книги поступлений и учета