культурная экология
en ru

Частотность экклезионимов

На Урале, как и в России в целом, номинация храмов подчиняется определённым закономерностям. Православные экклезионимы [1] делятся на три группы названий:  в честь святых, праздников, икон. Заметим, что возможны и другие классификации.

В самом общем смысле традиция храмонаименования отражала иерархию православных ценностей: от культа святых – к образам просветителей-апостолов и пророков, от них – к почитанию Богородицы и – как к вершине сакрального знания – к образам Святой Троицы.

На практике название (посвящение) церкви мог определять жертвователь, на деньги которого строился храм. Тогда главный придел носил имя его ангела-хранителя. Когда строения возводились в память и на месте какого-то выдающегося события, как правило, связанного с явлением чуда, то они назывались в честь святого или образа, это чудо явившего. Но, видимо, в большинстве случаев выбор названия будущего храма, либо определялся коллективной волей прихожан, либо выбирался священством местной епархии таким образом, чтобы максимальным образом учесть нужды духовного окормления паствы.

Очевидно, хроника возведения и наименования храмов в Прикамье неминуемо должна отражать живую историю утверждения православия в крае. Самыми популярными в России были экклезионимы: во имя Николая Чудотворца – 22,73%, Покрова Пресвятой Богородицы – 7,77%, Троицы Живоначальной – 7,32%, Иконы Божией Матери Казанской – 7,13%, Михаила Архангела – 5,68%. Аналогичный список предпочтений в Прикамье существенно отличается от общероссийского: во имя Николая Чудотворца – 9,76%, Троицы Живоначальной – 6,08%, Успения Пресвятой Богородицы – 3,68%, Георгия Победоносца – 3,2%, Илии Пророка – 3,2%.

А вот частотность наименования храмов, в которых располагалась пермская деревянная скульптура (в основном это Северное Прикамье) просто удивительна: во имя Троицы Живоначальной – 15,52%, Преображения Господня – 12,61%, Николая Чудотворца – 9,7%, Богоявления (Крещения) Христова – 7,76%, Воздвижения Честного Креста Господня – 3,88%. В своеобразных «рейтингах» среди самых популярных названий церквей есть совпадения: это храмы во имя Николая Чудотворца (первое место в России и Прикамье, при этом только третья позиция в наименованиях прикамских храмов со скульптурой). В лидирующую группу попадают и храмы во имя Троицы Живоначальной (первое место в наименованиях прикамских церквей со скульптурой, второе – в Прикамье и лишь третье – по России).

Храм Троицы Живоначальной, посёлок Пашия

Заметное место в России и Прикамье занимают Богородичные храмы: вторая позиция у церквей Покрова Пресвятой Богородицы в России и Успения Пресвятой Богородицы – в Прикамье. Но явно фиксируется редкость храмов, наименованных в честь Богородицы, среди церквей, имевших деревянную скульптуру. Храмов во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Северном Прикамье всего 2,91%, и это только 9 место в списке. Остальных Богородичных храмов ещё меньше: во имя Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Иконы Божией Матери Владимирской, соответственно, 11, 12 и 13 позиции, с менее чем 2% каждая.

В то же время, хотя Спасо-Преображенские храмы только на 8 месте в Прикамье (2,88%) и на 11 – в России (3,79%), их довольно много среди церквей с пермской деревянной скульптурой – 12,61%. Понятно, что именно в них по преимуществу находились резные изображения Сидящего Спасителя.

Весьма характерен подбор пяти самых популярных экклезионимов прикамских церквей со скульптурой: Троицы Живоначальной, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Богоявления (Крещения) Христова и Воздвижения Честного Креста Господня. Совокупно храмы с этими названиями составляют 49,47%, то есть практически половину от общего числа.

Свято-Троицкие храмы (статистически третьи в России, вторые в Пермском крае) в Верхнем Прикамье являются наиболее часто встречающимися. Самая ранняя Троица выпадала в церковном календаре на 23 мая, самая поздняя – на 26 июня. «В народной традиции… в целом период троицких праздников включает Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, часто называемую русальной, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также петровское заговенье (первое воскресенье после Троицы) – канун Петровского поста, длящегося до Петрова дня. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый летний сезон». [2] Таким образом, Троица перекрывала языческие праздники (русальная неделя), связанные с культом плодородия и сопряжённого с ним культа предков.

Второе место по численности в Верхнем Прикамье (11 в России и 8 в Пермском крае) занимают Преображенские храмы. Православная церковь празднует Преображение 6 (19) августа. Евангелие свидетельствует, что Иисус обещал ученикам: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Праздник Преображения есть обещание христианину спасения души и вечной жизни. В народной традиции Преображение называется Яблочным (Вторым) Спасом.

Церковь Преображения, село Юксеево

Никольские храмы (первые в России и в Пермском крае), как ни удивительно, в Верхнем Прикамье оказались только на третьем месте. Немногим меньше здесь и  церквей, посвящённых Богоявлению (Крещению) Христа. Соответствующий христианский праздник 6 (19) января установлен в честь крещения Иоанном Крестителем в реке Иордан Иисуса Христа. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. В праздник Крещения проходил молебен водосвятия. Заметим, что крещенское купание православной церковью в принципе не одобряется, «потому что купаться зимой – значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». [3] Замыкают пятёрку наиболее распространённых церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Праздник отмечается 14 (27) сентября, на сороковой день после Преображения, в память Христовых страданий и смерти.

Таким образом, статистика наименований храмов, содержавших деревянную скульптуру, свидетельствует, что в Северном Прикамье возводились церкви и часовни, в которых престольные праздники не просто отмечали события евангельской истории. Они перекрывали наиболее значимые языческие праздники, связанные прежде всего с культом плодородия и предков, отмечавшие границы сельскохозяйственных сезонов, или были напрямую связаны с евангельскими сюжетами крещения и крестной жертвы Спасителя. Храмы, как и содержавшиеся в них деревянные изваяния, были частью продуманной системы деятельного вовлечения в новый религиозный культ и наглядного объяснения православных истин. Для духовного образования паствы, ещё не твёрдой в усвоении основ вероучения, предлагались христианские названия, образы и сюжеты, которые максимально просто усваивались недавними язычниками, узнававшие в них принципы и элементы своего прежнего мировоззрения.

 

Примечания:

  1. Экклезионим – собственное имя места совершения обряда, места поклонения любой религии; в том числе название церкви, часовни, креста, отдельно стоящего алтаря, священных камня, источника, дерева. – Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.,1978. С. 149.
  2. Троица // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Межд. отношения, 2012. – Т. 5: С (Сказка) – Я (Ящерица). С. 320–325.
  3. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей/ Издательский отд. Московского Патриархата, 1993 [репринт издания 1913]. С. 24.