На протяжении почти столетия Орёл-городок (Кергедан), официально возникший в 1564 году как опорный пункт охраны обширных строгановских владений, являлся экономическим, ремесленным и духовным центром Строгановской империи.
И сама территория, и храм – знаковое место Пермского края, культурное наследие, хранящее истории и мифы древней земли. Особое значение для посёлка имеет храм Похвалы Богородицы, бывший свидетелем и расцвета, и упадка этой земли, сохранивший многие свидетельства времени. Когда был воздвигнут соборный храм Похвалы Богородицы в Орле-городке, точно неизвестно. В «Переписи Ивана Яхонтова» 1579 года есть такое указание: «На Каме реке слобода Орёл. В слободе церковь Воздвижения Честного Креста Господня». (1)
Свидетельство о существовании церкви Похвалы Богородицы находим в записи 1612 года в книге «Устав» («Око церковное»), вложенной Никитой Григорьевичем Строгановым во Введенскую церковь Сольвычегодска. Описание церкви приводится в писцовых книгах, составленных в 1623 – 1624 годах Михаилом Кайсаровым. Это первый исторический документ, в котором даётся перепись Пермской строгановской вотчины: «…А в городке храм деревян клетски, вверх шатром, во имя Воздвижения Честнаго Креста… Другой храм Похвалы Пречистый Богородицы древян клетски вверх шатром о пяти верхах» (2) . Таким образом, в начале XVII века церковь уже была. Загадочна история о том, как выглядел храм Похвалы Богородицы.
В течение XVII в. Орёл-городок тревожили постоянные наводнения. Кама начала «пробивать» себе новое русло, и городок вместе с церковью и солеварнями затопляло. Это вынудило жителей переместить своё поселение на противоположный берег Камы. И по сей день, весной и осенью, по малой воде напротив посёлка тянется цепь остатков бывшего городка: древние укрепления берега, рассолоподъёмные трубы, где ведутся археологические раскопки. Вместо деревянного на другой стороне реки был построен в 1735 году белокаменный храм – преемник древнего «о пяти верхах». Он своим чётким графическим силуэтом объединяет раскинувшийся посёлок и является самой высокой точкой, доминантой. Его архитектура тоже особенная. В ней есть элементы и древнерусского зодчества, и барочного стиля, что отличает постройку от других сооружений этого времени, придаёт особенные черты и уникальность.
Вначале одноглавая церковь была украшена лекальным и простым кирпичом и состояла из алтаря, центральной храмовой части, трапезной, притвора и колокольни. Позднее, в 1730-х годах, внутри трапезной устроили второй алтарь – во имя Александра Невского (3). В конце XIX в. с юга и севера добавили пристрои. Основные помещения церкви располагаются по продольной оси. Боковые пристрои к трапезной делают план крестообразным.
Центральная часть имеет редкую композицию: восьмерик на четверике. На фасадах восьмерика – кокошники, триглифы, сухарики, круглые окна, закомары и фронтоны. Эти особенности также выделяют памятник среди строений этого времени. Переходом от четверика к восьмерику в интерьере служат паруса. Сам восьмерик перерастает в восьмигранный купольный свод, который завершается восьмигранным световым фонарём с окнами в каждой грани. (4)
Известно, что основные работы по украшению главного вотчинного деревянного храма в Прикамье проводились в 1590-е годы и позднее, так же, как и Благовещенского, центрального собора Сольвычегодска – родового имения Строгановых. Обустройство храма создавалось несколькими поколениями семейства. В 1590 – 1616 годах главным вкладчиком и распорядителем был Никита Григорьевич Строганов (1560 – 1616). После него главные вложения в храм Похвалы Богородицы были сделаны Григорием Дмитриевичем (1656 – 1715), который к 1688 году сумел различными способами сосредоточить все земли в своих руках. Храмовое строительство и обустройство церквей продолжали наследники Григория Дмитриевича – его сыновья Александр (1699 – 1754), Николай (1708 – 1758), Сергей (1707 – 1756), а также их внуки.
О богатом убранстве церквей свидетельствует писцовая книга Михаила Кайсарова 1623 – 1624 годов. Это первый исторический документ, в котором даётся перепись Строгановской вотчины, движимого и недвижимого имущества. По описи Кайсарова можно представить хотя бы приблизительно, как выглядел состав иконного собрания церквей Орла-городка: Крестовоздвиженской, Похвалы Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы. Автор называет иконы (без размеров), но с большой точностью, очень подробно описывает драгоценные оклады. (5)
В 1802 году была создана полная храмовая опись церкви Похвалы Богородицы, в которой даётся перечень всего убранства, описание иконостаса, где отмечены иконы и деревянные резные золочёные скульптуры, находящиеся в храме. (6)
Деревянные резные скульптуры, коих немало, перечисляются вместе с другими литургическими предметами, иконами, входящими в иконостас. Самым интересным и редким можно считать «Изображение резное Господа нашего Иисуса Христа Седящего въ темнице…». (7)
По поводу иконостаса церкви Похвалы Богородицы существуют различные мнения. Одно из них: иконостас был выполнен специально для новой каменной церкви в XVII в. Другое – иконостас создан мастерами-резчиками Оружейной палаты Московского Кремля в конце XVII в. ещё для деревянной церкви.
Иконы также создавались в Оружейной палате. В пользу второго мнения говорят подписные иконы известных иконописцев палаты с известными датами создания: вторая половина XVII в. Объёмная «флемская» резьба иконостаса выполнена, таким образом, резчиками Московской Оружейной палаты. Но кто в таком случае создавал «Изображение резное Господа нашего Иисуса Христа в темнице»?..
Церковь Похвалы Богородице много раз упоминалась не только в исторических документах, но и в произведениях русских писателей-путешественников: П.И. Мельникова-Печёрского «Дорожные записки по пути из Тамбовской губернии в Сибирь», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Старая Пермь», В.И. Немировича-Данченко «Кама и Урал».
В феврале 1941 года храм был закрыт, вновь открыт в октябре 1944, и больше никогда не закрывался.
Архивные источники и литература:
1. Перепись Ивана Яхонтова. http://zz-progect.ru/1579-g-perepisi-331-orel-i-cherdyni/331-orel-gorodok
2. Пермская старинa. Вып. IV. Пермь, 1892, с. 71; 163 – 167.
3. Возможно, в честь патронального святого Александра Григорьевича Строганова (сына Григория Дмитриевича). Возможно, потому, что в день праздника Похвалы Богородицы князь Александр Невский одержал победу на Чудском озере над немецкими рыцарями. К этим событиям прибавляется ещё одно: организация в начале XVIII в. Александра Невской Лавры в Петербурге в память о победе.
4. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, Книжное изд-во, 1976, с. 48, 54, 110, 161.
5. Пермская летопись с 1263 по 1881 гг. Второй период (с 1613 – 1645 гг.). Составил В. Шишонко. Пермь, 1882, с. 288 – 289.
6. Архив ПГХГ: Храмовая опись церкви Похвалы Богородицы, 1802, д .50, кн. 50.
7. Там же, л. 11.
Нина Казаринова, главный научный сотрудник ПГХГ