Церковь возведена в 1757 г. на месте двух деревянных храмов: одноименного Успенского и во имя св. Иоанна Предтечи Успенского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Храм имеет два престола: верхний главный, летний - Успения Пресвятой Богородицы и нижний, зимний – Рождества Христова. Одноглавая церковь традиционна по планировке – алтарная пятигранная снаружи апсида, центральная квадратная в плане храмовая часть, трапезная и, пристроенные к ней с западной стороны притвор с колокольней. Перекрытия первого и второго этажей сводчатые, стянутые железными коваными связями.
Верхний этаж от нижнего отделен профилированным поясом с зубчатым орнаментом. По карнизу верхнего этажа выложен такой же декор. Центральные окна апсид украшены жучковым орнаментом и конвалютами по верхнему краю, по бокам – колонками. Над окнами устроены углубления – ниши для престольных икон – Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. На гладких стенах здания выделены декоративные наличники. Ярусную колокольню перестроил купец А. Мичурин в 1844 г., венчалась она высоким шпилем, и была «оснащена 6 колоколами». Снаружи над окнами второго яруса были росписи на евангельские сюжеты. В 1853 г. на средства старосты М. Мичурина и купца П. Н. Алина церковь была обнесена железной оградой на каменных столбах. Внутри церковь расписана, зимний нижний храм во имя Рождества Христова расписал иконописец Софонов, поставщик Императорского Двора, предположительно в 1880—90- е гг. Верхний - Успения Пресвятой Богородицы был расписан предположительно в конце 1890-х гг. Автор росписей неизвестен.
В церкви хранились две деревянные скульптуры - «Сидящий спаситель» и «Распятие», вывезенные Н.Н. Серебренниковым в пермскую галерею в 1923 г. Скульптура «Сидящий спаситель» упоминается в ведомостях Успенской церкви в 1803 г., когда и кем она была изготовлена неизвестно. Более ранние документы церкви не сохранились. Возможно, что скульптура в церковь поступила еще раньше. «Распятие» в этой ведомости и более поздних не упоминается.
Кроме того, по утверждению Н.Н.Серебренникова, из Чердынской Успенской церкви происходит и большая скульптурная композиция «Распятие с десятью предстоящими», которая была перевезена в церковь с. Язьвы. Так иногда бывало, когда после ремонта церкви, старым скульптурам и иконам не находилось место в обновлённом храме и их отравляли в соседние, более бедные церкви. В Географическо-статистическом словаре Чердынского уезда, изданном в 1914 году, Иван Кривощёков пишет, что резной деревянный иконостас был передан из Алинской (Успенской церкви) в церковь в селе Язьва. Так же пишет и о большом количестве резных скульптур, которые находились в церкви.
Успенскую церковь в народе называли Алинской, так как купцы Алины вкладывали много средств на убранство и содержание храма. В 1884 г. по заказу В.Н. Алина для церкви в покчинской мастерской А.Ф. Федосеева был изготовлен новый иконостас для летнего Успенского храма. Иконостас тонкой столярной работы, позолоченный, с резным растительным орнаментом, представлял собой прекрасный пример профессионализма покчинских мастеров. В 1904 г. В.Н. и Н. П. Алины «за пожертвование в церковь иконы св. преподобного Серафима Саровского чудотворца» стоимостью в 1800 руб. были удостоены архипастырского благословения». Когда в городе стала работать электростанция в 1914 г., Алины для своей церкви приобрели 600 лампочек. В ограде храма с южной стороны в 1914 г. похоронили В.Н. Алина.В рапорте 1914 года Епископу Андронику указывается, что «приписных церквей к сей церкви нет, кроме каменной часовни, построенной на могиле убиенных во время нашествия нагайских татар на град Чердынь в 1547 году 6 января».
Храм по решению Чердынского РИКа закрыли в 1936 г. и передали под общежитие педагогического техникума. Тогда же церковь утратила колокольню и главку, были разобраны и уничтожены иконостасы, сохранилось только несколько колонок иконостаса летнего храма.
В 1947 г. здание передали краеведческому музею. В нем долгое время размещалась краеведческая библиотека, архив учреждений города и чердынских купцов, а также иконы, деревянная скульптура, собранные в разных церквях города и района и переданные музею в качестве экспонатов. Позднее первый этаж использовался как выставочный зал.
В 2000 г. здесь открыли музей истории веры. Автор художественного проекта экспозиции музея В.П. Смирнов. Авторский коллектив – сотрудники музея, научный руководитель профессор, доктор исторических наук Г.Н. Чагин. Росписи первого этажа и часть второго расчистили студенты строительного университета г. Златоуста. Когда готовили открытие второй части экспозиции музея, в 2001 г. 11 сентября произошло интересное и важное событие – открылись росписи на восточной стене в притворе церкви, которые были закрашены масляной краской в 1975 г. Так явилась миру фреска Страшного суда. Интересно, что в этот день Православная церковь чтит память святого пророка и крестителя Иисуса Христа – Иоанна Предтечи. В 2005 г. восстановлена главка, в 2006 г. на ней воздвигли крест.
Архивные источники и литература:
1. Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. Издание официальное. – Пермь: Издательство «Пушка», 2001
2. Памятники истории и культуры Пермской области. Издание второе, переработанное и дополненное. Пермь, Кн. Изд-во, 1976
3.Чагин Г.Н. Храмы земли Чердынской. Екатеринбург, ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2015
4. Чагин Г.Н. Чердынские храмы. Пермь, 2020.
5. И.Я. Кривощеков. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1914
6. Н. Н. Серебренников Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928