культурная экология
en ru
город Лысьва

Свято -Троицкий собор

(Троицы Живоначальной)
Время постройки: 1891-1899
Время освящения: 5.05.1899
Статус: Не является объектом культурного наследия
Свято-Троицкий собор, г.Лысьва, 2019 г.

    Первый храм в Лысьвенском заводском посёлке  был построен в 1799  на средства владелицы завода Варвары Александровны Шаховской. Он был деревянным и стоял в центре главной площади. В холодном приделе престол посвящался Святой Троице, в тёплом – Святителю и Чудотворцу  Николаю. Композиционное построение было традиционным: все составные части располагались по одной линии. Храмовая часть увенчана высоким куполом с небольшой главкой и крестом. Когда деревянный храм обветшал, строительная комиссия епархиального управления приняла решение возвести каменный Свято-Троицкий собор. В 1890 был создан специальный комитет по сооружению нового храма. На возведение собора удалось собрать от разных лиц 116 тыс. 510 руб. 11 коп. Всего на строительство было израсходовано 124 тыс. 47 руб. 89 коп. (1)

     Храм строился с 1891 по 1899. Собор с нарядным белокаменным декором воздвигнут в неовизантийском стиле. Высокий купол на барабане, по четырём углам храмовой части – главы с полуциркульными кокошниками. На западной его стороне на четвериковом основании, выложенном над папертью, – восьмигранная двухъярусная колокольня. Главы и колокольня увенчаны шлемовидными куполами. Помимо западного входа, из паперти были устроены входы в храмовую часть на северной и южной сторонах через эркеры, выступающие за пределы плоскости фасада. Трапезная имела небольшие размеры. Колокольня и пятиглавие создавали гармоничный архитектурный комплекс. Сооружение было величественным: длина – 60 м, ширина – 36 м. Высота колокольни – 42 м. Авторство проекта приписывается пермскому архитектору А. Б. Турчевичу. Освятили храм 5 мая 1899. В истории сохранилось имя священника первой половины XIX века И. И. Первушина, воспитавшего своего внука И. М. Первушина, священника, издателя, публициста, известного во всём мире знаменитого математика, автора «числа Первушина». Его исследования относятся к теории простых чисел.

    В храме был резной позолоченный иконостас. В приделе – столярной работы, крашенный, «в некоторых местах с резьбою и позолочен, живопись работы хорошей, на манир италианской» (2). Из Лысьвенского храма Н. Н. Серебренников привёз в Художественную галерею деревянную скульптуру «Саваоф на облаках». Известно имя её автора: столяр-умелец  Дмитрий Титыч Домнин. Возможно, статуя была вырезана для первого храма: «резной образ Господа Саваофа» упоминается в описании деревянного Свято-Троицкого собора в 1828. (2) 

    В 1930 – 1932 храм был разрушен до основания. 

    В 2009 в Лысьве был создан комитет по сооружению нового собора на прежнем месте, но в уменьшенном размере, так как площадь, которую он прежде занимал, была частично застроена. Длина храма – 42 м, ширина – 25 м, колокольня – 35 м.

    Проект разрабатывался под руководством архитектора А. Софонова и конструктора В. Абдулина. Новый собор построен также в неовизантийском стиле. Авторы сохранили форму здания. Высокая колокольня объединена с храмом в единое целое.  

Архивные источники, литература 

  1. "Пермские губернские ведомости", 1899, № 236
  2. ГАПК: ф. 195, оп. 1, д. 99, л. 17 
  3. "Города-заводы" (группа авторов). Пермь. «Книжный мир», 2014. / Чагин Г. Н.  Глава 12. Лысьва. С. 441 – 445

 

Н. В. Казаринова, главный научный сотрудник ПГХГ

 

 

Связанные скульптуры