культурная экология
en ru
село Шерья

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия

(Одигитриевская церковь, Богородице-Одигитриевская церковь)
Время постройки: 1759-1771
Время освящения: 1771
Статус: Является объектом культурного наследия
Богородице-Одигитриевская церковь, с.Шерья, 2022 г.

    Памятник архитектуры в с. Шерья – одноэтажный каменный сельский храм с традиционной для сельских храмов архитектурой Русского Севера и Вятской земли этого периода – наследие Строгановых. Строился в 1758 – 1771 на месте деревянной церкви. Освящён в 1771 г. Храм состоит из алтаря, летнего храма в честь Богородицы Одигитрии и зимнего в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Алтарь летнего храма – шестигранный. Храм был украшен фресками.

    Строители – знаменитые вятские мастера каменного дела. Для здания характерны, как и для большинства памятников Вятки XVIII века: декорирование канелированными пилястрами верхнего яруса четверика, подкарнизным поясом с триглифами и метопами, плоскими «ушастыми» наличниками. Планировочная структура традиционная – «кораблём». По оси – 43 м, ширина – 13 м. С запада к четверику примыкает одноэтажная трапезная. Здание строилось из большемерного кирпича с применением декоративных элементов. Высота храма с крестом – 34 м. В настоящее время галерея и колокольня отсутствуют.

    В 1854 г. был повреждён корпус колокольни, и она была признана «близкой к разрушению». Разобрана до трапезной.  В 1859 – 1861 строилась новая колокольня в 13 м от храма и происходил ремонт самого здания. Позднее между церковью и колокольней была пристроена стеклянная галерея.   Церковь ремонтировалась также в 1914 и 1927. Ещё в 1929 г. храм значился в списке памятников истории и архитектуры, а в 1955 уже таковым не считался. В 1934 г. был закрыт. До 1970-х в церкви работал клуб. В 1991 – 1998 проводилась реставрация. Здание признано памятником архитектуры в 2000 г. и включено в список памятников архитектуры и градостроительства Пермской области местного значения.

    Иконостас не сохранился. На старой архивной фотографии пятиярусного иконостаса различаются: местный ряд с Царскими вратами, следующие – праздничный, деисусный, пророческий и, возможно, неполный праотеческий.

    В полной церковной и ризничной описи (1) зафиксирована  надпись, которая находилась на южной стороне цоколя, в последнем его  плате: «В церкви Божией Одигитрии Пресвятыя Богородицы во славу святыя Единосущныя животворящая и Нераздельныя троицы отца и Сына и Святого Духа при державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой государыни Императрицы Анны Иоанновны всея  великия и Малыя и белыя России Самодержицы при Святейшем Правительствующем Синоде и Преосвященном Епископе Лаврентии Вятском и Велико пермском в бытность  (т. е. в нашем Шерьинском селе) Святыя обители при Строителе Монахе Филарете и казначее Монахе Сильвестре, в 1734 году и трудившимся над устройством этого иконостаса над резьбою и иконным писанием, как гласит та же надпись, были Димитрий и Григорий Федоровы дети Поповы, Нижнего Новаграда жители, Синодального домоваго Благовещенского монастыря служители. Иконы в иконостасе писаны все масляными красками…». Подобная надпись есть (слово в слово) в иконостасе Богоявленского храма в Чердыни церкви Вознесения Господня. Иконостас с надписью о времени и мастерах-иконописцах сохранился полностью, без изъятия икон.

    Кроме того, в церковной ризничной описи названы резные деревянные скульптуры, которые позднее были изъяты экспедициями Н. Н. Серебренникова. Расположение скульптур: «по сторонам пролета для Царских врат по сторонам антаблемента во втором ряду снизу два резных Ангела с рипидами с полу распростертыми крыльями в длинных туниках, препоясанных накрест орарями… над их головами горизонтальные лучистые позолоченные сияния».(2)

    «На середине иконостаса Распятие резное... и атрибуты Страстей Христовых, справа от него – Ангел резной в длинной тунике и поверх в коротеньком саккосе, препоясанном орарем, в левой руке держит чашу; Иоанн Богослов, обрезной в резном золоченом на полимент сиянии, Лонгин Сотник обрезной. 

    По левую сторону Распятия –  Ангел резной в длинной тунике и поверх ее в коротеньком саккосе, препоясанном накрест орарем, левая рука пригнута к персям, в правой руке держит копье; (на головах у Ангелов горизонтальное лучистое сияние), Богоматерь обрезная, одета в тунику темно-зеленого цвета, поверх красный плащ, Мария Магдалина в темно-зеленом плаще».(3) 

Архивные источники и литература:

  1. Архив ПГХГ. Главная церковная и ризничная опись. Пермская Епархия Оханского уезда Шерьинского села Богородице-Одигитриевской церкви.  Составленная в 1875 году. Л. 16.
  2. Там же, л. 15.
  3. Там же, л. 17 – 18 об.

 

Н. В. Казаринова, главный научный сотрудник ПГХГ

 

Связанные скульптуры