культурная экология
en ru
город Соликамск

Церковь Богоявления Господня

(Богоявленская церковь)
Время постройки: 1687 - 1695 гг.
Статус: Является объектом культурного наследия
Богоявленская церковь, Соликамск, 2022 г.

    Богоявленская церковь в Соликамске – памятник церковной архитектуры конца XVII века. Занимает особое место в центральном архитектурном ансамбле Соликамска, созданном в XVII – XVIII веках в период экономического подъёма города. Церковь ориентирована к центру Соборной площади и как бы замыкает «подкову» центрального ансамбля с востока. Ансамбль составляют Троицкий собор, Воскресенская и Богоявленская церкви, соборная колокольня «на палатах», Дом воеводы. Богоявленская церковь строилась с 1687 по 1695 годы в стиле московского барокко. Построена на месте сгоревшей деревянной церкви с главным престолом (до 1673 года ) во имя Папы Римского Климента и с двумя приделами во имя святого великомученика Георгия и святого пророка Ильи. В основе композиции храма – четверик с традиционным пятиглавием. В центре – величавый куб главного храма, с востока – маленький алтарь, с запада – просторная трапезная и колокольня. С юга – небольшой придельный храм. Колокольня построена как «восьмерик на четверике» и увенчана гранёным шатром. 6 ноября 1691 года был освящён зимний придел во имя Владимирской Богоматери, 6 января 1695 – основной летний храм Богоявления. В 1770 году устроен придел во имя чудотворцев Печёрских со своим малым иконостасом. Придел придаёт оригинальность всей композиции, соединяя все части храма. Таким образом, объёмно-пространственное решение здания сложное: шесть разновеликих объёмов сгруппированы в единое целое. Древние зодчие создали настоящий архитектурный шедевр. 

    Фасады храма украшены богатым декором. Вокруг всего храма идёт пояс из архитектурных украшений, а под ним двойной ряд поливных изразцов местного производства, украшенных причудливыми цветами и птицами. Соликамские мастера применяли изразцы в своих постройках с большим чувством меры. Благодаря этому, изразцы, подобно драгоценностям, украшают поле белых стен. Фасады храма украшены богатейшей каменной резьбой: белокаменными наличниками с тонкими колоннами над карнизами, барочным каменным кружевом и ажурными крестами над главами, поясками, полуколонками, балясинами, бусинами, жгутиками и т. д. Повсеместно присутствует характерный для соликамской архитектуры «жучковый»  орнамент. Окна имеют необычные наличники в виде кокошников, гармонично дополняя фасад храма.

    Колокольня Богоявленской церкви первоначально была невысокой и имела каменный конусообразный шпиль. Затем была надстроена на три яруса соликамским солепромышленником Максимом Суровцевым, для того чтобы устроить на ней часы. По другим источникам – инициатором надстройки колокольни был солепромышленник Ростовщиков. Но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, и колокольня осела на 40 сантиметров. На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов. В 1930-х годах все они были сброшены с колокольни и отправлены на переплавку. Музейным работникам тех лет удалось сохранить лишь два фрагмента колоколов, на одном из которых имеется надпись: «Лили сей колокол мастеры Яков да Иван Ладыгины». В 1938 году колокольня была разобрана. В 1943 году храм вновь был передан верующим,  а в 1944 году по проекту архитектора Ф. М. Тольцинера был восстановлен шатёр с главкой по образцу каменного шатра соседней Преображенской церкви.  Службы в храме проходили до 1962 года, потом его передали краеведческому музею. 

    Богоявленская церковь – один из лучших образцов архитектуры Соликамска XVII – начала XVIII века. В этом памятнике с наибольшей полнотой проявилось влияние местных художественных традиций и веяния московского зодчества XVIII века. В Богоявленской церкви сохранился редкий памятник древнерусского искусства – резной пятиярусный тябловый деревянный иконостас, выполненный в стиле нарышкинского барокко, с богатейшим собранием икон и деревянной скульптуры XVII – XIX веков. Сохранены великолепные резные Царские врата с ангелами в центре.  Над вратами – стоящие ангелы с рипидами, между ними голубь, символизирующий Святой дух, в окружении херувимов. Иконостас завершается резным Распятием – символом крестной жертвы Христа. Чуть поодаль есть два резных ангела с орудиями Страстей.  

    В настоящее время в Богоявленской церкви располагается отдел древнерусского искусства МБУК «Соликамский краеведческий музей».

Архивные источники и литература

  1. Берх Н. Я. Путешествие в города Чердынь и Соликамск. СПб. 1821
  2.  Луканин А. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска. Пермь.1882 
  3. Шестаков В. Н. Исторический путеводитель по городу Соликамску. Соликамск, 1917 
  4. Канторович Г. Д. Памятники архитектуры Пермской области. Пермь. 1971 
  5. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь. 1975. С. 90 – 92 
  6. Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М. 1988 
  7. Соликамск. Историко-культурные памятники. Путеводитель. Пермское книжное издательство, 1975. С. 80 – 90 
  8. Чагин Г. Н. На древней Пермской земле. М. 1988 
  9. Церковь Богоявления в Соликамске. Текст: В. П. Пономаренко. Научно-популярное издание. 1997  
  10. Соликамский краеведческий музей (СКМ). Архив: Удимов Д. Справка о Соликамских памятниках древнерусского искусства. Рукопись. 1943. Ф. 14, д. 82 
  11. СКМ. Архив: Панкова О. Архитектурные памятники г. Соликамска. Рукопись. 1944 
  12. СКМ. Архив: Описание имущества Богоявленской церкви 1827 г. Ф. 14, д. 75, 76 
  13. СКМ. Архив: Главная церковная и ризничная опись Градо-Соликамской Богоявленской церкви. 1875. Ф. 14. Д. 81

 

     Н. В. Казаринова, главный научный сотрудник ПГХГ

 

Связанные скульптуры