культурная экология
en ru

Орудия страстей Христовых

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса Христа, почитаемые как христианские реликвии. К ним обычно относятся:

Колонна или столб, у которого бичевали Спасителя. На вершине столба часто изображался петух, что означает отречение апостола Петра от Христа: «И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде чем пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».

Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту. 

Молоток – орудие распятия: им вбивались гвозди в тело Христа.

Ангел из Пашийского комплекса
Ангел с молотком. из композиции "Сидящий спаситель в темнице", п. Пашия

Клещи – ими вынимались гвозди из рук и ног Иисуса.

Трость с губкой на конце. Губку, смоченную в уксусе, подавали осуждённому для утоления жажды.

Копьё сотника Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.

Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.

Ангел из Пашийсого комплекса
Ангел с лестницей. из композиции "Сидящий спаситель в темнице", п. Пашия

 Реже к числу орудий страстей причисляют другие предметы.

Фонарь со свечой – символ предательства в Гефсиманском саду.

Монеты, высыпающиеся из мешочка, символизируют тридцать сребреников, которые получил Иуда за предательство Иисуса. Рассыпанные монеты – также символ человеческой алчности и жадности.

Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства. 

Титло IНЦI – табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата.

Игральные кости. С их помощью солдаты разыграли, кому достанутся ризы Христовы.

Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.   

Терновый венец – орудие пыток и наиболее известный символ страданий Христовых. Этим венцом солдаты «короновали» Иисуса в осмеяние, что его провозгласили «Царем Иудейским».

Лопатка символизирует Суд Божий.

Рука означает руку, которая бичевала Христа.

Ризы Господни – одежды, снятые с Христа, которые солдаты разыгрывали в кости.

Но в композициях деревянной скульптуры изображаются только основные. Как правило, орудия страстей Христовых сопровождают изображения Голгофского креста.

На поклонном кресте (ДС-5) Свято-Троицкой церкви с. Вильгорт были, но утрачены копие и трость. Рельефное изображение Голгофского креста с орудиями Страстей (ДС-8) из Кресто-Воздвиженской церкви с. Верх-Боровское.  В центре иконного поля изображён узкий восьмиконечный крест на Голгофе с рельефной «главой Адама». Справа от креста – копие, слева – трость. Распятие в киоте (ДС-298) содержит изображения: копия, трости, клещей, молотка, лестницы и колонны с петухом. У Распятия (ДС-227) и Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом в киоте (ДС-228) из Богородице-Знаменской церкви с. Шакшер Орудия страстей утрачены.

В обрамлении весьма редкой композиции «Христос на страданиях» (ДС-242) из Свято-Троицкой церкви с. Нижние Муллы вырезаны колонна с петухом, чаша и роза.

Традиционно орудия страстей изображаются в руках ангелов из Страстного ангельского чина, как правило, дополняющего композицию Распятия с предстоящими. В часовне Покрова Богоматери г. Усолье находились 4 ангела из Страстного ангельского чина с Орудиями страстей и колонна с петухом (ДС-157/1-5). Ангелы с рипидами, с колонной, с клещами, с копьем, с лестницей из композиции «Страстной ангельский чин» (ДС-168/1-6) привезены из Спасской церкви с. Лимеж. Распятие (ДС-69/1) с предстоящими (ДС-69/2, 3, 7, 8) из Никольской церкви с. Язьва сопровождается шестью фигурами ангелов из Страстного ангельского чина (ДС-69/4-6, 9-11), в руках у которых Орудия страстей Христовых. 2 ангела (ДС-283, ДС-284) из церкви Святых Зосимы и Савватия Соловецких с. Торговище держали в руках копие и трость. В Свято-Троицкой церкви г. Соликамска также были фигуры из иконостасной группы ангелов, предстоящих Распятию (ДС-387, ДС-388, ДС-391, ДС-392, ДС-393, ДС-394, ДС-395).

Лучше всего сохранились ангелы с Орудиями страстей на верху застеклённой темницы из композиции «Христос в темнице» (ДС-1), первоначально находившейся в Свято-Троицкой церкви пос. Пашия, а позднее – в Канабековской Пророко-Ильинской часовне пос. Пашия.

Связанные скульптуры