культурная экология
en ru

Композиция «Христос в темнице»

конец XVIII века
дерево (липа, ель); резьба; левкас; темпера; позолота
Тип: Круглая
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
с 1924 года — по настоящее время : Пермская государственная художественная галерея
Место бытования: посёлок Пашия, Храм Троицы Живоначальной; Канабековская Пророко-Ильинская часовня
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Четвёртая экспедиция по сбору церковных ценностей , 15.09.1924
ДС-1/1-11

Уникальный памятник, аналогов которому нет в музейных собраниях России. На сегодняшний день единственный комплекс с резной «темницей», сохранившийся в целостном виде.

Подобные скульптурные комплексы появляются в русских церквях различных регионов страны с XVII века. Наибольшее распространение получают в XVIII – XIX столетиях. Именно тогда в убранстве православных храмов становится популярной тема Страстей Христовых. Под этим термином понимаются события последних дней земной жизни Спасителя, принёсшие ему физические и духовные страдания (арест, суд, бичевание и распятие). Сюжет «Христос в темнице» отсылает к последним часам земной жизни Спасителя, которые он провёл в военном лагере (претории), поругаемый римскими солдатами.

В русскую церковную скульптуру образ Христа в темнице, скорее всего, пришёл из Европы. В западноевропейской традиции этот образ было принято трактовать практически дословно: Христос изображался со связанными руками, в багрянице, терновом венце и с тростью (символическим жезлом или скипетром) в руках. В русской скульптуре сложилась особая иконография. Сидящий Спаситель чаще всего предстаёт в натуральную величину, обнажённым, в набедренной повязке и терновом венце. Одна рука прислонена к щеке, другая – к груди. Данная скульптура представляет редкий вариант позы: Христос изображён со скрещёнными на коленях руками. Он погружён в горестное раздумье, ведёт внутренний монолог и отстранён от внешних событий, от той мучительной реальности, в которой находится. Подобный образ страдающего Спасителя, терпеливо переносящего земные муки, был особенно близок и понятен местному населению, отзываясь в душах верующих чувством жалости и сострадания.

Православное толкование «темницы» также имеет более символические акценты. Это не столько место страданий, сколько символ грядущего Воскресения и освобождения от земных мук. Обильное декоративное убранство темницы создаёт образ рая на земле. Темница украшена сложным резным растительным орнаментом и «венцами херувимов» на треугольных фронтонах. Наверху – фигуры ангелов с Орудиями Страстей – предметами пыток Христа. Ангелы являются зримым напоминанием той жертвы, которую принёс Спаситель.

До нас дошло описание храма 1800 года, где читаем: в тёплом Воскресенском приделе «на северной стороне в равенству от алтаря образ Сидящего в темнице Христа спасителя под белым флюром за стеклом с трёх сторон под балдахином на четырех резных столбцах позолоченных убранных снизу и сверху резными штуками и позолоченными со стоящими на оном херувимами и ангелами со страстями». (1) 

Поступила из Канабековской Пророко-Ильинской часовни завода Пашия, куда перенесена из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия, точная дата переноса неизвестна, однако Сидящий Спаситель в темнице упоминается в описях церкви за 1825 и 1828 годы. (2) Н.Н. Серебренников утверждал, что скульптуры были перенесены из многих храмов, в том числе после указа Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599, категорически запрещавшего статуи в православных храмах. (3)

Не имея церковных документов, Н.Н. Серебренников предположил в 1928 году, что темница для скульптуры была выполнена в 1840-х годах. (4) Однако из вышеприведённой цитаты 1800 года следует, что она была сделана одновременно с самой скульптурой и смело может датироваться концом XVIII в.

В 1980 году проведено рентгенографическое исследование фигуры Спасителя, которое выявило конструктивные особенности скульптуры. 

Композиция включает в себя 11 предметов:  Сидящего Спасителя, темницу, стул и 8 ангелов. 

Несколько раз проводились реставрационные работы, например, в 1965 и в 1998 годах. Самая сложная, масштабная и полная реставрация памятника была осуществлена в 2002-2005 годах, благодаря Фонду поддержки культурных проектов «Новая коллекция» (президент Фонда Н. В. Агишева).  В ней участвовали реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центр им. академика И.Э. Грабаря: И. Д. Барабанов, В. Ю. Бараненков, А. Б. Бохов, М. Ю. Гусев, Е. Е. Колоколова, С. В. Лапшин, О. Н. Трофимов, И. А. Федорова, В. К. Филимонов, Ф. Д. Царегородцев, О. Ш. Шарипова. И реставраторы Пермской государственной художественной галереи: В. А. Деменева, А. В. Ившин, Г. П. Хоменко.

 

Примечания:

  1. РГАДА: ф. 1263 (Голицыных), оп. 10, кн. 1637, л. 1 – 16
  2. ГАПК:  ф.195, оп. 1, д. 55, л. 21 и ф.195, оп.1, д. 99, л. 22
  3. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928, с. 21
  4. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура, с. 48