культурная экология
en ru

Сидящий Спаситель (Христос в темнице)

XVIII век
дерево (сосна); резьба, левкас, темпера
121х40х73
Тип: Круглая
Статус: В основной экспозиции
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Третья экспедиция по сбору церковных ценностей , 31.10.1923
ДС-207

    Один из наиболее глубоких и трагичных образов Спасителя в пермской коллекции. В позе и выражении лика европейского типа резчику удалось передать отрешённость и смирение. Из всех скульптурных изображений Христа в темнице это произведение наиболее точно воспроизводит евангельский сюжет Страстного цикла.  Сама фигура анатомически очень детализирована, притом проработана и спина Христа, хотя скульптура не предназначалась для кругового обзора.  

    Первое документальное упоминание можно прочитать в Ведомости Воскресенской церкви за 1812 г., в которой указан «Сидящий Спаситель, сидящий в темнице» (1). Две фотографии соликамского Сидящего спасителя опубликованы в статье Алексея Непеина «Памятники церковной скульптуры на севере России», опубликованной в сборнике 1916 г. На одном фото Христос в белых одеждах, сидящий в нише в стене, на другом – без одежды, только в чресленике и с веткой в руке, рядом с ногами лежат оковы.  «Мрачен он в венце с колючими терниями и каплями алой крови – яркими свидетелями нечеловеческих страданий» (2). Н. Н. Серебренников, исследователь и собиратель пермской деревянной скульптуры, раскрывает тайну смены одежд, которая «совпадает с днями, отмечаемыми каждогодно церковью, как дни страданий Христовых. В понедельник Страстной недели статуя в трауре, на ней чёрные бархатные одежды; в день Воскресения Христа (Пасхи) на статуе радостные, белые парчовые, играющие блёстками одежды; в остальное время статуя в своей обыкновенной одежде, чаще всего из жёлто-золотистой парчи» (3).  Возможно, что одна фотография снята в праздничный день Пасхи, вторая – в обыкновенный. Алексей Непеин много ездил по северу России и попытался систематизировать увиденные скульптуры. Он разделяет их на три группы и отмечает: есть группа, которая отличается большим профессионализмом исполнения. «В этих статуях в работе видна учёность резчика, знание анатомии. Очень уж ясно сказывается влияние иностранцев, влияние запада» (4). 

    Изваяние также фигурирует и в описях за 1918 и 1922 гг., но указано точное место нахождения скульптуры: «На северной стороне главнаго храма в стене в углублении сделано подобие темницы, в которой находится деревянное резное изображенье Спасителя в натуральную величину с тернием на главе Его» (5).  В этой же описи, но гораздо дальше, упоминается: «Одежда на сидящего Спасителя из белаго глазета» (6). Николай Николаевич Серебренников привёз произведение в 1923 г. В книге «Пермская деревянная скульптура» он пишет: «В левой руке у изображения находится лоза. На ногах – оковы» (7). Так сидящий Спаситель и демонстрировался до 1932 г., когда у него были сломаны, а потом и вовсе украдены оковы, о чём свидетельствуют два акта, составленные 16 января и 1 мая 1932 г. 

    Скульптура «Христос в темнице» из Воскресенской церкви Соликамска считается одним  из самых одухотворённых, кротких и горестных образов собрания Пермской художественной галереи. 

 

Архивные источники и литература

  1. ГАПК: ф. 540, оп. 1, д. 45, л. 7 
  2. Иллюстрированный сборник Пермского земства, вып. 2, Пермь, 1916. – с. 184
  3. Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928. – с. 22
  4. Иллюстрированный сборник Пермского земства, вып. 2, Пермь, 1916. – с. 186 
  5. ГАПК: ф. Р-1, оп. 1, д. 416, л. 53 
  6. ГАПК: ф. Р-1, оп. 1, д. 416, л. 60 
  7. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928. – с. 199

 

А. В. Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ