Иконографический тип «Распятие в предстоящими» широко распространен в православной иконописи (с XV века) и скульптуре (с XVII века). Является одним из самых многочисленных сюжетов в пермской деревянной скульптуре. В коллекции встречаются как монументальные, ростовые композиции, так и небольшие напрестольные распятия. Ближними к кресту традиционно изображаются Богоматерь (справа от креста) и евангелист Иоанн Богослов (слева от креста). Голгофа в данной композиции показана условно – в виде трехступенчатого основания, расписанного «под мрамор».
Распятие изначально находилось в Свято-Троицкой Пашийской церкви. Об этом упоминает в своей книге Н.Н. Серебренников.(1)
В описании храма 1800 года читаем, что в холодном храме во имя архистратига Михаила, при входе в храм на левой руке: «Распятие резное Иисуса Христа на кресте пригвождённого под балдахином как и при гробе, с такого только отличного, что по углам и о шпренделям стоят восемь ангелов со страстями; крест утверждён в нарочито сделанное предместье окладен мраморными каменьями наподобие горы, завесы по углам тафты кофейной». (2) Таким образом, получается, что это распятие было так же под сенью и наверху располагались такие же ангелы с орудиями страстей, как и на резной темнице с Сидящим Спасителем.
Однако, когда скульптура была вывезена в галерею, она была на трехступенчатом постаменте, которое Н.Н. Серебренников датировал концом ХIХ века. (3) Интересно, что в 20-е годы, в первых экспозициях галереи это «распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (из зав. Пашии, по оп. № 2, рис. 11) экспонируется в бытовой обстановке. На распятии висят две очень старые истлевшие тюлевые пелены, закрывающие всю, кроме лица и рук, фигуру Распятого; на шее висят 2 крестика — приношение верующих. Пелены, повешенные для скрытия от глаз верующих изваянного обнаженного тела Христа, одновременно выполняли и роль „утешителей“ (4)
Распятие поступило из подвала Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия. Когда его перенесли в подвал неизвестно, но в описи церкви за 1825 и 1828 годы оно ещё фигурирует в храме и описывается очень кратко – «распятие с предстоящими».(5) Н.Н. Серебренников утверждал, что скульптуры были переносились из многих храмов в часовни и подвалы в том числе после указа Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599, категорически запрещавший статуи в православных храмах. (6)
В 1980 году проведено рентгенографическое исследование фигур Богоматери и Иоанна Богослова, которое выявило конструктивные особенности скульптур.
Примечания: