культурная экология
en ru

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом

конец XVIII века
дерево; резьба
Тип: Круглая
Провенанс
Место бытования: посёлок Пашия, Церковь Троицы Живоначальной
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Четвёртая экспедиция по сбору церковных ценностей , 15.09.1924
ДС-2/1, 2, 3

Иконографический тип «Распятие в предстоящими» широко распространен в православной иконописи (с XV века) и скульптуре (с XVII века). Является одним из самых многочисленных сюжетов в пермской деревянной скульптуре. В коллекции встречаются как монументальные, ростовые композиции, так и небольшие напрестольные распятия. Ближними к кресту традиционно изображаются Богоматерь (справа от креста) и евангелист Иоанн Богослов (слева от креста). Голгофа в данной композиции показана условно – в виде трехступенчатого основания, расписанного «под мрамор».

Распятие изначально находилось в  Свято-Троицкой Пашийской церкви. Об этом упоминает в своей книге Н.Н. Серебренников.(1) 

В описании храма 1800 года читаем, что в холодном храме во имя архистратига Михаила, при входе в храм на левой руке: «Распятие резное Иисуса Христа на кресте пригвождённого под балдахином как и при гробе, с такого только отличного, что по углам и о шпренделям стоят восемь ангелов со страстями; крест утверждён в нарочито сделанное предместье окладен мраморными каменьями наподобие горы, завесы по углам тафты кофейной». (2) Таким образом, получается, что это распятие было так же под сенью и наверху располагались такие же ангелы с орудиями страстей, как и на резной темнице с Сидящим Спасителем. 

Однако, когда скульптура была вывезена в галерею, она была на трехступенчатом постаменте, которое Н.Н. Серебренников датировал концом ХIХ века. (3) Интересно, что в 20-е годы, в первых экспозициях галереи это «распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (из зав. Пашии, по оп. № 2, рис. 11) экспонируется в бытовой обстановке. На распятии висят две очень старые истлевшие тюлевые пелены, закрывающие всю, кроме лица и рук, фигуру Распятого; на шее висят 2 крестика — приношение верующих. Пелены, повешенные для скрытия от глаз верующих изваянного обнаженного тела Христа, одновременно выполняли и роль „утешителей“ (4) 

Распятие поступило из подвала Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия. Когда его перенесли в подвал неизвестно, но в описи церкви за 1825 и 1828 годы оно ещё фигурирует в храме и описывается очень кратко – «распятие с предстоящими».(5) Н.Н. Серебренников утверждал, что скульптуры были переносились из многих храмов в часовни и подвалы в том числе после указа Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599, категорически запрещавший статуи в православных храмах. (6)

В 1980 году проведено рентгенографическое исследование фигур Богоматери и Иоанна Богослова, которое выявило конструктивные особенности скульптур. 

Примечания:

  1. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура», Пермь, 1928 г., с.23
  2. РГАДА ф.1263 (Голицыных), опись 10, кн.1637, л.1-16
  3. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура», Пермь, 1928 г., с.55
  4. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура», Пермь, 1928 г., с.145
  5. ГАПК, Ф.195.Оп.1.Д.55.Л.21
  6. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура», Пермь, 1928 г., с.21
Связанные материалы
Категория видео
Распятие