Храм стоит на горе и является ориентиром для округи. Архитектура храма не является оригинальной. Храм возводился из местного кирпича, на полу чугунные плиты с рисунком в виде цветка и железные детали производства местного завода. Храм отличается обособленным сферическим трехэтажным приделом с западной стороны. Завершал храм купольный свод и круглый барабан. На колокольне имелось в разное время от 8 до 16 колоколов. На чердаке был установлен механизм часов-курантов.
Это первое каменное здание заводского посёлка Пашия. Трёхпрестольный храм заложен в 1790 г. В нижней части два престола: во имя Богоявления освящён в 1891 г. и во имя Архангела Михаила, освящён в 1794 году. Третий, холодный, на верхнем этаже – во имя Святой Троицы, освящён в 1827 г.
Внутри была побелка и росписи на библейские темы. Кроме того, храм был богато украшен деревянной скульптурой.
Сохранилось несколько описаний церкви, сделанных в 1800, 1825, 1828, 1872, 1880, 1915 и 1918 годах. Первое находится в Российском государственном архиве древних актов. Последующие – в Государственном архиве Пермского края. В документе 1800 года в подробностях описаны резные иконостасы и деревянная скульптура храма. Также существует «Паспорт объекта», составленный в 1977 г. Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры. И тут открываются некоторые интересные подробности устройства храма. В описях 1800 и 1825 гг. фигурирует три престола: два тёплых в нижней части во имя Вознесения и во имя архангела Михаила, верхний холодный во имя Святой Троицы. В описях 1828, 1872 и 1880 фигурируют также три престола, однако Вознесенский стал именоваться Богоявленским. Возможно, между 1825 и 1828 годом произошло переосвящение этого престола. Далее, в описях 1915 и 1918 годов и вовсе фигурируют только два престола: тёплый в нижней части во имя Архангела Михаила и второй, холодный, во имя Святой Троицы. Почему и в каком году из церкви убрали третий престол, пока не ясно.
В разные годы к Архангело-Пашийской церкви было приписано шесть, а затем пять часовен. По документам 1918 года их числится пять: Кладбищенская, Всесвятская, Княже-Владимирская, Пророко-Ильинская, Успенская и Николаевская. Отсутствует Космо-Демьянская часовня, которая упоминалась в более ранних документах.
Деревянная скульптура, изъятая из подвала церкви и их трёх приписных часовен, по утверждению Н.Н. Серебренникова, происходит из самой Архангело-Пашийской церкви, а перенесена была во время ремонта храма. То, что вся скульптура происходит из самой церкви, подтверждается и церковной описью за 1800 г. Вся она находилась там и подробно описана с указанием конкретного местоположения. Возможно, перенесена была во время ремонта, а возможно, после Указа 1832 г.
Интересна история закрытия церкви. 23 февраля 1930 г. выходит постановление о ликвидации церкви, затем 10 июля 1931 г. это постановление отменяют, и церковь возвращают верующим, а 1 августа 1932 уже вновь выходит постановление о ликвидации церкви.
Архивные источники и литература:
1. Города-заводы. / Серия "По городам и весям Прикамья". Пермь, "Книжный мир", 2014
2. ГАПК: Ф. 195, оп. 1, д. 98, л. 9 – 10.
3. РГАДА: Ф.1263 (Голициных), оп. 10, кн.1637, л.1 – 16
4. ГАПК: Ф. 195, оп. 1, дд. 36, 53, 55, 92
5. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928
Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ