культурная экология
en ru

Распятие

XVII век
дерево (липа); резьба; левкас; темпера
188х125х24 см
Тип: Круглая
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
Место бытования: город Соликамск, Кладбищенская часовня при церкви Жён мироносиц
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Третья экспедиция по сбору церковных ценностей , 31.10.1923
ДС-4

Николай Николаевич Серебренников, привёзший эту скульптуру из Соликамск, явно восхищался этим произведением: «Скульптура Распятого по описи № 4 по своим художественным достижениям совершенно исключительна. Четкость линейных очертаний скульптуры, ясно выраженная ритмичность в ее композиции, плавная и простая по плоскостности обработка рельефов, необычайная правдивость в стремлении выразить висящего на кресте, использование в последних целях приемов стилизации с выделением главнейшего и со схематической передачей мелких частностей, — таковы основные стилистические черты этой скульптуры. Умелое применение ваятелем этих приемов, так свойственных Новгородскому и раннему Московскому иконописному искусству, свидетельствует о большом художественном таланте ваятеля. Используя иконописные достижения в изображении Распятого на кресте удлинением нижней изогнутой части фигуры почти вдвое против верхней, ваятель в остальном не подражает слепо иконописным традициям. Так, в постановке рук Распятого он отходит от принятого в иконописи горизонтального их положения. Он понимает, что монументальное скульптурное построение вызывает необходимость его прочности, в которой была бы исключена в то же время какая-либо искусственность. Ваятель делает руки Распятого вполне естественно вытянутыми вверх и тем прочнее держащими повисшую фигуру Христа. Одной из главных отличительных черт скульптуры, как было упомянуто, является детализация лишь некоторых частей фигуры. Ваятель для сильного воздействия на восприятие избрал отдельные особо подчеркнутые им элементы композиции: безвольное склонение головы Распятого суровая плоскостность лица, изнеможденность фигуры, выраженная главным образом, небольшим по высоте рельефом плосковатого туловища, спокойность замершего без движения чресленника. Большой творческий дух ваятеля проявился и в другом не менее важном элементе деревянной скульптуры, — в раскраске». (1)

В 1980 году проведено рентгенографическое исследование фигуры Спасителя, которое выявило конструктивные особенности скульптуры. 

  1. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура» Пермь, 1928 г., с.59
Связанные материалы
Категория видео
Распятие