культурная экология
en ru
город Соликамск

Часовня кладбищенская

(Часовня кладбищенская у церкви Жён-мироносиц)
Статус: Не сохранилась
Вид кладбищенской часовни при церкви Жен Мироносиц в 1920-е гг.

Безалтарная каменная часовня находилась в ограде кладбищенской церкви Жён-мироносиц. Об её существовании упоминает Василий Берх  в своей книге «Путешествие в города Чердынь и Соликамск», изданной в 1821 году. Там автор утверждает, что часовня была построена 300 лет назад.  Александр Луканин  в церковно-историческом описании Соликамска 1882 года возражает против такой датировки. «На кладбище находится каменная часовня. Берх, основываясь на предании, говорит, что она построена 300 лет тому назад. Но это невероятно. Если так, то начало этой часовни отнести надобно к 1520 году, но существовал ли ещё самый Соликамск в этих годах, достоверно неизвестно, а только вероятно. В 16 и 17 столетиях и церкви были деревянные; каменные же начали строить в конце 17-го и начале 18-го столетия; потому трудно предположить, чтобы в то время построена была каменная часовня, когда и церквей таковых ещё не было. А главным  опровержением этому может служить то, что в писцовых книгах 1624 года не упомянуто об этой часовне; стало быть, она тогда ещё не существовала. Даже не совсем вероятно, чтобы она существовала в нынешнем месте до 1772 года, т.е. до построения кладбищенской церкви. Под кладбище в 1773 году отведено поле Суровцова, как известно из Соликамского летописца». (1)

Скорее всего,часовня вместе с церковью  Жён-мироносиц составляла единый ансамбль, поэтому отдельных приписных документов нет. Сама же церковь Жён-мироносиц приписана к  Свято-Троицкому собору города Соликамска.  До сегодняшнего дня часовня не сохранилась, разрушена в середине ХХ века.  В некоторых новых интернет-источниках эта постройка фигурирует как часовня во имя иконы Божией Матери Молдавской. На каком основании авторы упоминают это название, пока непонятно. В архивных и музейных источниках документов, подтверждающих это, обнаружить не удалось. 

 

Архивные источники и литература:

1. Луканин Александр. Церковно-историческое описание Соликамска. 1882, с. 60.

 

Связанные скульптуры