культурная экология
en ru

Св. Параскева Пятница с Великомученицами Екатериной и Варварой

XVII век
дерево; резьба; левкас; темпера; басма
Тип: Горельеф
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
Место бытования: посёлок Ныроб, Богоявленская церковь и Никольская церковь
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Вторая экспедиция по сбору церковных ценностей , 13.09.1923
ДС-7

Параскева Пятница – один из самых почитаемых персонажей у восточных славян. Она считалась покровительницей семьи, домашнего очага. К ней обращались молодые супруги, бездетные пары, женщины. О почитании среди народа образа Параскевы писал Н.Н. Серебренников, однако он же говорил, что церковь не приветствовала такое поклонение и всячески боролась с её культом. Поэтому резная икона в храмах Прикамья известна пока в единственном экземпляре. 

Священник Иван Попов, описывая Богоявленскую церковь, пишет: «Иконостас старинный, резной, позолоченный, довольно красивой, тонкой работы. Иконы старинного византийского типа. Внутреннее расположение обоих храмов совершенно одинаковое. В трапезной находится старинный образ Св. великомученицы Параскевы (известный среди простонародья под именем Парасковеи-пятницы") с вырезанной из дерева выпуклой фигурой этой святой и двумя такими же (но меньшего размера), стоящими по бокам фигурами Св. Екатерины и Варвары». (1) О том, что Параскева находилась в Богоявленском храме, пишут и другие источники. В частности, Г.Н. Чагин говорит о том, что его родители венчались в этом храме в январе 1923 года перед резной иконой Параскевы. Он же много пишет о самом культе почитания среди населения. (2) 

В некоторых источниках есть свидетельства о том, что Параскева находилась в Никольском храме города Ныроба. Например, Алексей Непеин в 1916 году пишет: «К особой группе скульптур в виде барельефа принадлежит изображаемая нами резная деревянная икона Параскевы Пятницы с предстоящими (мученицы Екатерины и др. неизвестная). Простой народ даёт ей своё название: „Параскева Тёмная“. Эта резная икона находится в Никольской церкви в историческом селе Ныроб Чердынского уезда… Икона очень интересная…  Центральная фигура „Параскевы Пятницы“ выточена в довольно крупных размерах. В правой руке она держит восьмиконечный крест, а в левой – свиток с Символом веры. Лицо Параскевы Пятницы продолговатое, суровое, с прямыми резкими чертами, с углублёнными глазами и прямым носом. Эта икона, вероятно, принадлежит к 17 веку, а может быть, и к группе известных новгородских икон». (3)

Эти вроде бы противоречивые показания на самом деле совсем не противоречат друг другу. Дело в том, что Богоявленская церковь и Никольский храм – это единый церковный ансамбль Ныроба. Церкви находятся в нескольких метрах друг от друга. Богоявленская церковь – это тёплый храм, Никольская – холодный, где службы проходили в летнее время. Поэтому святыню переносили из храма в храм в зависимости от времени года. 

Художник Н.А. Зеленин был в Ныробе в мае 1915 года и сделал много фотографий храмов Ныроба, в том числе снял и резную икону Параскевы. 

Большинство искусствоведов датируют икону XVII веком или началом XVIII века, однако уточняют, что это относится только к фигуре самой Параскевы, а фигуры предстоящих Варвары и Екатерины сделаны спустя пару веков и относятся уже к XIX веку. Некоторые исследователи сравнивают ныробскую Параскеву с более ранними аналогами из Новгорода, Москвы и Орла, видя некоторые сходные черты. Особое внимание уделяется сходству с Николой Можаем из Покчи. «Плоскостно-рельефные приёмы пришлось уже видеть применёнными на изваяниях XVII века – в покчинской скульптуре „Николы Можая“ (по оп. № 6) и ныробской скульптуре Параскевы Пятницы (по оп. № 7).  Эти приёмы по своей лаконичности как нельзя лучше способствовали изображению торжественно застывших лиц и поз святых, а такое изображение отвечало аскетическим религиозным стремлениям в XVII веке». (4)

Обращают внимание также на орнамент оплечья. Некоторые исследователи считают, что ромбы, круги и квадраты, не просто узоры – а «идеограммы, с помощью которых были зашифрованы заговоры на брак, здоровье, плодородие и жизнь». (5)

Примечания:

  1. Труды Пермской учёной архивной комиссии. Вып. 3, 1897, с. 69
  2. Чагин Г.Н. Святыни и древности Чердынской земли. Пермь, 2013, с. 170
  3. Ежегодник Пермского губернского земства. Иллюстрированный сборник. Вып. 3, 1916, с,189
  4. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928, с. 123
  5. Тульцева Л.А. «Умильно на пучок зари…» // Этнографическое обозрение. 1999, № 3, с. 51

 

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

 

 

Связанные материалы
Категория видео
Параскева Пятница