Параскева Пятница – один из самых почитаемых персонажей у восточных славян. Она считалась покровительницей семьи, домашнего очага. К ней обращались молодые супруги, бездетные пары, женщины. О почитании среди народа образа Параскевы писал Н.Н. Серебренников, однако он же говорил, что церковь не приветствовала такое поклонение и всячески боролась с её культом. Поэтому резная икона в храмах Прикамья известна пока в единственном экземпляре.
Священник Иван Попов, описывая Богоявленскую церковь, пишет: «Иконостас старинный, резной, позолоченный, довольно красивой, тонкой работы. Иконы старинного византийского типа. Внутреннее расположение обоих храмов совершенно одинаковое. В трапезной находится старинный образ Св. великомученицы Параскевы (известный среди простонародья под именем „Парасковеи-пятницы") с вырезанной из дерева выпуклой фигурой этой святой и двумя такими же (но меньшего размера), стоящими по бокам фигурами Св. Екатерины и Варвары». (1) О том, что Параскева находилась в Богоявленском храме, пишут и другие источники. В частности, Г.Н. Чагин говорит о том, что его родители венчались в этом храме в январе 1923 года перед резной иконой Параскевы. Он же много пишет о самом культе почитания среди населения. (2)
В некоторых источниках есть свидетельства о том, что Параскева находилась в Никольском храме города Ныроба. Например, Алексей Непеин в 1916 году пишет: «К особой группе скульптур в виде барельефа принадлежит изображаемая нами резная деревянная икона Параскевы Пятницы с предстоящими (мученицы Екатерины и др. неизвестная). Простой народ даёт ей своё название: „Параскева Тёмная“. Эта резная икона находится в Никольской церкви в историческом селе Ныроб Чердынского уезда… Икона очень интересная… Центральная фигура „Параскевы Пятницы“ выточена в довольно крупных размерах. В правой руке она держит восьмиконечный крест, а в левой – свиток с Символом веры. Лицо Параскевы Пятницы продолговатое, суровое, с прямыми резкими чертами, с углублёнными глазами и прямым носом. Эта икона, вероятно, принадлежит к 17 веку, а может быть, и к группе известных новгородских икон». (3)
Эти вроде бы противоречивые показания на самом деле совсем не противоречат друг другу. Дело в том, что Богоявленская церковь и Никольский храм – это единый церковный ансамбль Ныроба. Церкви находятся в нескольких метрах друг от друга. Богоявленская церковь – это тёплый храм, Никольская – холодный, где службы проходили в летнее время. Поэтому святыню переносили из храма в храм в зависимости от времени года.
Художник Н.А. Зеленин был в Ныробе в мае 1915 года и сделал много фотографий храмов Ныроба, в том числе снял и резную икону Параскевы.
Большинство искусствоведов датируют икону XVII веком или началом XVIII века, однако уточняют, что это относится только к фигуре самой Параскевы, а фигуры предстоящих Варвары и Екатерины сделаны спустя пару веков и относятся уже к XIX веку. Некоторые исследователи сравнивают ныробскую Параскеву с более ранними аналогами из Новгорода, Москвы и Орла, видя некоторые сходные черты. Особое внимание уделяется сходству с Николой Можаем из Покчи. «Плоскостно-рельефные приёмы пришлось уже видеть применёнными на изваяниях XVII века – в покчинской скульптуре „Николы Можая“ (по оп. № 6) и ныробской скульптуре Параскевы Пятницы (по оп. № 7). Эти приёмы по своей лаконичности как нельзя лучше способствовали изображению торжественно застывших лиц и поз святых, а такое изображение отвечало аскетическим религиозным стремлениям в XVII веке». (4)
Обращают внимание также на орнамент оплечья. Некоторые исследователи считают, что ромбы, круги и квадраты, не просто узоры – а «идеограммы, с помощью которых были зашифрованы заговоры на брак, здоровье, плодородие и жизнь». (5)
Примечания:
Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ