культурная экология
en ru

Господь Саваоф

конец XVIII века
дерево (липа); резьба; левкас; темпера
119х95х43 см
Тип: Круглая, пристенная
Иконогафия: Господь Саваоф
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
Место бытования: посёлок Пашия, Церковь Троицы Живоначальной; посёлок Половинка, часовня Всех Святых
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Четвёртая экспедиция по сбору церковных ценностей , 17.09.1924
ДС-194

Вероятно, входил в единый ансамбль Свято-Троицкой Пашийской церкви. Об этом упоминает в своей книге Н.Н. Серебренников. (1) Кроме того, в описании храма 1800 года читаем: «В алтаре сень над престолом резная на чётырех столбцах резных же позолоченных оная покрыта облаками и на них же сидящий образ господа Саваофа, держащий правой рукой скипетр, а левой благославляет, по углам стоящими четыре евангелиста, имеющие в руках евангелие… ». (2) Таким образом, это описание даёт точные сведения о месте нахождения этой скульптуры. Это так называемая «сень над престолом» в алтаре второго тёплого храма во имя Архангела Михаила. 

Н.Н. Серебренников выяснил, что «статуя сидящего бога Саваофа (по оп. № 194) и фигуры трёх ангелов (по оп. № 196) были увезены вёрст за 30 в д. Половинки». (3)

Поступил из часовни д. Половинка. Перенесён из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия, точная дата и причина переноса неизвестна. Н.Н. Серебренников утверждал, что скульптуры переносились из многих храмов по разным причинам,  в том числе после указа Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599, который категорически запрещал статуи в православных храмах. 

Примечания:

  1. Серебренников  Н.Н. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928, с. 21
  2. РГАДА: ф. 1263 (Голицыных), оп. 10, кн. 1637, л. 1 – 16
  3. Серебренников  Н.Н. Пермская деревянная скульптура, с. 22

 

Иконогафия

Господь Саваоф