культурная экология
en ru

Ангел

XVIII век
дерево (липа); резьба; левкас; темпера; позолота; серебрение
Тип: Круглая
Статус: Хранение
Провенанс
Место бытования: посёлок Пашия, Всесвятская Храм Святой Троицы; посёлок Половинка, часовня Всех Святых
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Четвёртая экспедиция по сбору церковных ценностей , 17.09.1924
ДС-196/2

Скорее всего, ангелы происходят из Свято-Троицкой Пашийской церкви. Об этом упоминает в своей книге Н.Н. Серебренников. (1) У него же: «Эти изваяния ангелов имеют много общего с изваяниями ангелов же, сопровождающими одну из главных работ „Пашийского мастера“ – темницу с „Сидящим Спасителем“ из зав. Пашии (по оп. № 1) с.102. (2) 

В описании храма 1800 года, где читаем: «Во втором храме архистратига Михаила… при входе по правой руке, гроб господен деревянной с резьбой позолоченною под покровом граниту сизаго стоящей на красном сукне… под балдахином на четырёх столбцах резных позолоченных вырезанными снизу решётками а сверху шпренделя позолоченные по углам четыре стоящие серафима держащие свитки изображающие, святой боже…» 

Далее описание продолжается: «на левой: распятие резное Иисуса Христа на кресте пригвождённого под балдахином как и при гробе, с такого только отличного, что по углам и о шпренделям стоят восемь ангелов со страстями; крест утверждён в нарочито сделанное предместье окладен мраморными каменьями наподобие горы, завесы по углам тафты кофейной». (3)  С большой долей вероятности можно предположить, что эти ангелы как раз от резного распятия (ДС-2), которое также находится в собрании Пермской галереи. Получается, что и распятие было под балдахином, оно крепилось на столбах, а сверху стояли эти ангелы. Но из восьми уцелели только два. Конструкция похожа на конструкцию темницы с Сидящим Спасителем из коллекции ПГХГ. 

Н.Н. Серебренников выяснил, что «статуя сидящего бога Саваофа (по оп. № 194) и фигуры трёх ангелов (по оп. № 196) были увезены вёрст за 30 в д. Половинки». (4) Вывезены было три ангела, однако один был утерян ещё в 1925 году. Акт от 8.04.1925 г. 

Поступили из часовни д. Половинка. Перенесены из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия, точная дата переноса неизвестна. Н.Н. Серебренников утверждал, что скульптуры были перенесены из многих храмов, в том числе после указ Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599, категорически запрещавшего статуи в православных храмах. (5)

Примечания:

  1. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928, с. 23
  2. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура,  с.102
  3. РГАДА: ф.1263 (Голицыных), оп. 10, кн. 1637, л. 1 – 16
  4. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура, с. 23
  5. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура, с. 21
  6. ГАПК: ф. 195, оп.1, д. 55, л. 21 и ф.195, оп. 1, д. 99, л. 22

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

Связанные скульптуры