Две одинаковые скульптуры евангелистов изначально располагались в Свято-Троицкой Пашийской церкви. Об этом говорит в своей книге Н.Н. Серебренников. (1) Кроме того, в описании храма 1800 года, где представлен второй храм во имя Архангела Михаила, читаем: «В олтаре сень над престолом резная на чётырех столбцах резных же позолоченных оная покрыта облаками и на них же сидящий образ господа Саваофа, держащий правой рукой скипетр, а левой благославляет, по углам стоящими четыре евангелиста, имеющие в руках евангелие… ». (2) Таким образом, описание даёт точные сведения о местонахождении этих скульптур. Однако Н.Н. Серебренников не имел этой описи и, увидев евангелистов вместе с темницей и Сидящим Спасителем в Канабековской часовне, писал: «В зав. Пашии Пермского округа при переделке храма, находившиеся до этого в нем: Сидящий Спаситель с темницей (по оп. № 1), с фигурами двух евангелистов (по оп. № 195) и восьми ангелов (по оп. № 1) был перенесён в заводскую Канабековскую часовню»; (3) и «2 скульптуры евангелистов по оп. № 195 являлись предстоявшими „Сидящему Спасителю“ (4). Видимо, при переносе резных образов из храма в разные часовни не очень обращали внимание, какие скульптуры к какой группе относятся, их просто увозили в произвольном порядке. Тем более церковь уже не очень приветствовала нахождение скульптуры в храмах (Указ Синода от 30 ноября 1832 года за № 11599).
Два евангелиста (ещё два, видимо, утрачены) являются единым ансамблем с Сидящим Саваофом, который был увезён в часовню деревни Половинка.
Евангелисты поступили из Канабековской часовни. Перенесены из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия при переделке храма.
Примечания:
Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ