культурная экология
en ru
село Покча

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

(Благовещенская церковь; Богородицкая церковь)
Время постройки: 1782 – 1785
Время освящения: 1785
Тип: Крестово-купольный
Статус: Не является объектом культурного наследия
село Покча

Одна из самых описанных и богатых на документы церковь, которая упоминается во многих источниках.

Село Покча находится в 5 км от города Чердынь и обычно текст про село начинают цитатой из словаря Брокгауза и Эфрона: «С. Пермской губ., Чердынского у., в 5 вер. от у. г., при впадении рч. Покчи в Колву. Здесь с 1472 г. существовал город с крепостью, основанный завоевателем Великой Перми кн. Фёдором Пёстрым. В 1535 г. город сгорел и управление перенесено в Чердынь. Жителей 1400. Скорняжное производство. 3 ярмарки и еженедельные базары». (1)

Учёные полагают, что первый храм мог появиться в Покче вскоре после 1462 года, когда началась христианизация Перми Великой. (2) В Дозорных книгах 1707 года упоминаются два покчинских храма. (3) Как бы то ни было, первые храмы были деревянными, они пострадали от многочисленных пожаров и, конечно, не сохранились.

Кирпичная трёхпрестольная церковь, построена на средства прихожан вместо двух деревянных церквей XVI века и представляет собой пятиглавый четверик с трапезной и колокольней. Храм начали строить в 1782 году, а закончили в 1785. Летний храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В зимнем храме два придела - Георгиевский (южный) и Никольский (северный). Северный придел во имя Николая Чудотворца (холодный) был возведён несколько позднее. В описании 1823 года Благовещенский храм упоминается ещё без Никольского придела. (4)

Во второй половине XIX века описания Благовещенского храма, его внешнего и внутреннего убранства встречаются в Пермских епархиальных ведомостях, адрес-календарях губернии, в Государственном архиве Пермского края есть документы о вкладах и пожертвованной утвари.

Особое место в истории храма занимает «Дело Покчинской Благовещенской церкви», находящееся в отделе рукописей краеведческого музея Чердыни, в котором указаны размеры внутреннего пространства и подробно описано его убранство, актуальное на 1877 год. Там хранятся очень интересные сведения. Например, в алтаре Благовещенского храма престол имел основание из кедрового, а верхнюю доску из кипарисового дерева. Иконостас его состоял из трёх ставов-рядов, храм украшала настенная роспись. Дано подробное описание сюжетов: среди них – «Крещение чердынского народа св. епископом Ионою Великопермским», «Притча о Мытаре и Фарисее», «Сошествие Святого Духа», сюжеты из жития Божией Матери и т.д. В Георгиевском и Никольском храмах – однотипные иконостасы в три ряда. В общей трапезной между этими храмами имелся ещё один иконостас в два ряда. В «Деле...» имеется и подробное описание 52 икон, не входивших в иконостасы.

Примерно в середине ХIХ века в селе была создана иконописная мастерская. Её основатель – Василий Иванович Федосеев. В мастерской не только писались иконы, но и резались киоты и иконостасы для различных церквей, и не только Чердынского края.

В конце ХIХ – начале ХХ века церковный староста и владелец художественной мастерской и кирпичеделательного завода Алимпий (Алипий, Олимпий) Васильевич Федосеев (1854 – 1919) затеял большую реконструкцию храма. Поводом послужил визит в Покчу в 1893 году епископа Пермского и Соликамского Петра, который при общем хорошем впечатлении «был поражён темнотою тёплых приделов при выходе из холодного светлого». (5) Строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича с 1896 года разрабатывало и осуществляло проект реконструкции: храм был обложен кирпичом, выстроена новая колокольня.

«В соответствии с проектом разобрали трапезные, часть приделов, притворы и колокольню. Также убрали пять глав. Храм и алтарные апсиды XVIII века закрыли снаружи кирпичом. По центру храма поднялся широкий шатёр со слуховыми окнами и главой. Угловые главы, установленные на высоких башенках, опускались ниже шатра. Четырёхстолпную трапезную, приделы и колокольню построили заново…. Массивная колокольня удачно уравновесила объёмно‑композиционное оформление главного храма, пятиглавие которого создавало заметную доминанту. Колокольня поразительна по красоте силуэта и совершенству пропорций. Её высокий двухъярусный четверик переходит в восьмигранный столб с арками яруса звона и увенчан деревянным шатровым завершением». (6)

В результате переделок Благовещенский храм сильно вырос вширь и ввысь, и был виден за несколько километров. Он украсил берег реки Колвы и стал «визитной карточкой» села Покча. Именно таким он запечатлён на открытке начала ХХ века.

Осенью 1923 года, в рамках второй экспедиции художественного музея, Николай Николаевич Серебренников и доставил в Пермский музей ряд икон, предметов культа и скульптуру Николая Можайского, которая сейчас находится в постоянной экспозиции галереи.

29 января 1936 года храм закрыли. В нём расположилась электростанция Чердынской МТС (машинно-тракторной станции). В 1990-х годах в церковь несколько раз попадала молния, причиняя большие разрушения.

Архивные источники и литература:

1. Энциклопедический словарь. СПб.: «Брокгауз – Ефрон». 1898. Т. 24, с. 258

2. Чагин Г.Н. Чердынские храмы. Пермь, 2020, с. 60

3. РГДА: ф. 214, кн. 1468, л. 136

4. ГАПК: ф. 258, оп.1, д.13, л. 90 – 91

5. ПЕВ: 1894, № 22, с. 375

6. Чагин Г.Н. Чердынские храмы. Пермь, 2020, с. 69

7. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М.: Искусство, 1988

 

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

 

Связанные скульптуры