культурная экология
en ru

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

XVII век
Дерево (сосна), резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение
206х70х45. Высота с мечом - 220 см.
Тип: Круглая, пристенная
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
1923 — по с.д : Пермская государственная художественная галерея
Место бытования: Село Покча, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Вторая экспедиция по сбору церковных ценностей , 11.09.1923
ДС-6

Скульптура считается одной из самых старых и необычных изображений Николы Можайского в собрании ПГХГ. Эта большеразмерная резная скульптура поступила после второй экспедиции музея в Верхне-Камский округ осенью в 1923 году из Благовещенской церкви села Покча. 

Разными исследователями датируется концом XVII – серединой XVIII века. Автор и происхождение точно неизвестны, но существуют различные версии.  Исследователи не смогли прийти к единому мнению о времени создания скульптуры. Первую датировку предложил  Н.Н. Серебренников в 1928 году -  XVII век. Исследователь Н.В.Мальцев  (Санкт-Петербург) согласен с этим определением (2003 год).  В 1959 году Н.Мнева, Н.Н.Померанцев (1967), М.М.Постникова-Лосева (Москва) сузили рамки, определив время как конец XVII – начало XVIII века. С ними почти согласна О.М Власова (2002 год), расширив крайнюю дату конец XVII – около середины XVIII века.

Николай Николаевич Серебренников уже в 1928 году он выпустил книгу «Пермская деревянная скульптура», в которой пишет: «Наличие в церковке бойниц при общих в ней чертах церковного зодчества XVII-гo века дают первые данные для датировки. Раскраска одежд скульптуры частыми, мелкими черными и белыми кубиками, образующими кресты, — признак влияния  Новгородской живописной школы. Эти влияния не могли распространяться позже XVII в. Таким образом, имея вероятную одновременность изваяния скульптуры и церковки, следует считать скульптуру выполненной в XVII в.  Имеет значение и то обстоятельство, что существующий ныне храм в с. Покче, в котором находилась скульптура, построен в 1777 г., взамен древних XVI в. храмов, разобранных за их ветхостью. Это говорит о возможности сохранения Покчинской скульптуры "Николы Можая" от XVII в.» (1) 

Историк  Георгий Чагин: «Есть сведения, указывающие, что здесь был центр изготовления церковной деревянной скульптуры» (2).  Его слова подтверждает описание скульптуры, сделанное в 1852 году: «на левой стороне в киоте окрашенном на полимент полуколоннами резное, расписное, в полный человеческий рост изображение святителя Николая Чудотворца /Можайского/, в полинявшей митре пунцоваго бархата, шитой золотом с изображением на левкасе двух херувимов с украшением жемчугом и простыми разноцветными камнями, венец деревянной золочен Гольдфарбу, все изображение древней и самой простой работы; по преданию сделано оно монахами упраздненнаго Богословскаго монастыря в городе Чердыни более 200 лет тому назад» (3). В этом описании интересно указание на то, что скульптура находилась в киоте. Возможно, небольшие сквозные отверстия, которые видны на внутренней стороне фелони, как раз указывают на места крепления к киоту. 

 Описание резного Николая делалось и в другие годы, такое же подробное было в 1877, там оно дополнено описанием меча в правой руке и храма - в левой. 

Интересно упоминание о бархатной митре, к сожалению, она не дошла до наших дней, и даже в коллекцию поступил Никола Можайский без неё. Часто скульптура Николы Можайского резалась с митрой, но покчинский вырезан без неё. И, как предполагает историк Георгий Чагин, прихожане церкви захотели видеть Николу Можайского «в высоком чине» и просто сшили для него митру. «Есть ещё одно суждение, связанное с тем, что в народе почитался Никола весенний и Никола зимний: на весенний Николин день митра снималась, на зимний — надевалась». (4)

Священник Василий Попов в 1889 и в 1891 годах пишет: «Третья древность—резная икона святителя Николая чудотворца в обыкновенный рост человѣка, весьма неискусной работы. Будто бы эту икону вырезали монахи бывшего Чердынскаго Богословского монастыря, проживавшие для рыболовства на реке Вишере, в Рябининской курье, около нынешнего трактового перевоза. Икона эта находится в трапезе Никольского придела; она весьма почитается не только местными жителями, но и многими посторонними, которые весьма часто отправляют пред  ней молебствия».  (5) Это сообщение Серебренников назвал «малоценным в вопросе о датировке скульптуры, так как монахи в Чердынском Богословском монастыре существовали с его основания в XV в. до закрытия монастыря в 1764 г. и, следовательно, скульптура по этим данным могла быть изваяна от XV до XVIII в.в. Не противореча намеченной датировке скульптуры, приведенное сообщение значительно интереснее указанием на монахов и монастырь, как на поставщиков скульптур.» (6). Однако Серебренников явно заинтересовался возможностью существования в Чердынском крае мастерской, которая делала скульптуры. 

В 1928 году интеллектуал, критик, искусствовед, нарком образования СССР Анатолий Луначарский побывал в Перми и увидел её на выставке, в статье «Пермские боги» написал: «Это положительно шедевр экспрессионисткой скульптуры, имеющий в себе какую-то высокохудожественную манеру. Вся трактовка небольшой фигуры в строго падающих одеждах полна вкуса… Но самое замечательное его голова сверхъестественно удлиненная, странным типом которой поэт-скульптор хотел передать какую-то высокую психическую мощь» (7) 

Главный хранитель Пермской галереи Наталья Владимировна Скоморовская в своей книге пишет: «Интересна судьба «Николы Можайского» из Покчи. Виктор Филимонов и Олег Трофимов частично освободили живопись от многослойных записей и смонтировали части скульптуры в 1965 году. Работали они с «Николой» после того, как красочный слой на его лике укрепил реставратор нашей галереи Игорь Арапов. При датировке этой скульптуры столкнулись разные точки зрения. Приём обрезки бороды — древний. Глазные яблоки — резные. Всё это указывало на XVII век. Но когда мы рассмотрели фелонь после реставрации, то оказалось, что на внутренней её стороне резьба осуществлена по левкасу, что говорит уже о XVIII веке. Поэтому временем создания «Николы Можайского» из Покчи сегодня считается начало XVIII века.» (8). С ней соглашается и исследователь Пермской деревянной скульптуры Ольга Власова: «Роспись по традициям решения колорита, по характеру наложения пробелов, теней и морщин ориентирована на XVII век. Орнамент омофора более поздний (встречается на рубеже XVII – XVIII века). Живопись, идущая по левому краю хитона, очевидно, представляет собой более позднюю запись» (9).

 

Примечания:

1. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928, с.88

2. Г. Чагин «На древней Пермской земле», Москва, Искусство, 1988,  с. 136

3. ЧКМ, фонд рукописей. Фонд церквей Чердынского уезда. Дело Покчинской Благовещенской церкви, л.14 об.

4. Г. Чагин «Чердынские храмы», Пермь, 2020, с. 74

5. Пермские епархиальные ведомости, 1889, №21, с. 384 и  Сборник для ознакомления с Пермской губернией. Пермь, 1891. / Вып. III. С. 89

6. Пермская деревянная скульптура, Пермь,, 1928, с.88-89

7. Луначарский А.В. Пермские боги. // ж. «Советское искусство». 1928, № 5. С. 28

8. Н. Скоморовская «Из записок главного хранителя», Пермь, 2018, с.184

9. О. Власова «Пермская деревянная скульптура. Между востоком и западом», Пермь, 2010, с.45

 

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

 

 

Связанные материалы