культурная экология
en ru
город Чердынь

Церковь Богоявления Господня

(Богоявленская церковь)
Время постройки: 1751 – 1761
Время освящения: 09.07.1761
Статус: Является объектом культурного наследия
Богоявленская церковь, Чердынь, фото Заровнянных В.Е, 2010 г.

Город Чердынь – один из старейших городов Пермского края. Он стоит на семи холмах на берегу реки Колвы. Каждый холм имеет своё название, и один из них называется Богоявленским. Именно там и стоит церковь Богоявления Господня. 

Кирпичная двухэтажная церковь построена на месте деревянной. Строилась в несколько этапов. Василий Шишонко пишет: «Церковь сия основана по благословенной грамоте Преосвященнаго Ионы, Епископа Вятскаго и Велико-Пермскаго, данной 5-го июля 1675 г., но в 1747 г. 9-го декабря сгорела; вследствие чего в 1751 г. построена вновь каменная, ныне существующая.» (1)

Имеет три предела: во имя Петра и Павла, во имя Богоявления и во имя Прокопия Устюжского.  Полный текст истории строительства церкви в резном деревянном картуше, который теперь хранится в Чердынском краеведческом музее, приводит в своей книге «Храмы земли Чердынской» Георгий Николаевич Чагин. «… Построен храм сей в 1751 году во именования богоявления господа бога и спаса нашего иисуса христа с пределом верховных апостолов петра и павла вместо погоревшей в 1747 году декабря 9 числа деревянной в том именовании и с пределом апостолов церкви кои и освящены были во первых предел петропавловской 1752 года марта 8 дня а богоявленской уже 1761 июля 9 дня… ПОТОМ в случившемся в городе Чердыни 1792 года июня 2 дня чрезвычайно великои пожар не токмо весь город но и во всем городе святых церквях благолепное украшение и церковное имущество згорело без остатку а осталась лишь одна иоанна богослова церковь ничем не вредима…» (2) Однако  Шишонко в своей летописи уточняет, что в Богоявленской церкви «св. икон и утварь, благодаря деятельности настоятеля священника Феодора Пономарева, почти все сохранены и в том самом виде находятся до настоящаго времени». (3)

После пожара церковь была расширена, Петропавловский предел переименовали в предел Прокопия Устюжского. Возвели второй этаж и снова отстроили церковь Богоявления с новым иконостасом. В 1808 году иконостасы и настенную живопись выполнил чердынский "живописный мастер" Андрей Петрович Марков. О нём писала и искусствовед Пермской художественной галереи Евгения Ивановна Егорова. (4)

Внешний облик Богоявленской церкви в Чердыни значительно изменился в 1892 году, когда была разобрана старая колокольня. На старых фотографиях её можно увидеть. 

В Клировой ведомости 1914 года числится приписной одна церковь во имя святителя Николая и мученицы царицы Александры (деревянная, построена в 1910 году) и три часовни в Кушпелёво, Уроле и урочище Пустой Урол. (5)

10 июля 1935 года церковь была закрыта, главы, купол и колокольня разрушены. Сейчас в здании находится хлебозавод. 

Архивные источники и литература:

  1. Пермская летопись. Третий период. Составил В. Шишонко. Пермь, 1884, с. 315
  2. Чагин Г.Н. Храмы земли Чердынской. Пермь, 2015, с.156
  3. Пермская летопись. Третий период. с. 315
  4.  Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – начала ХIХ века. Каталог выставки. Пермь, 1988, с. 29 
  5.  ГАПК: ф. 258, оп. 1, д. 2, л. 48

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

Связанные скульптуры