культурная экология
en ru

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

XVIII век
дерево; резьба; левкас; темпера; позолота
179х70х53 см
Тип: Круглая
Статус: В основной экспозиции
Провенанс
Место бытования: город Чердынь, Церковь Богоявления Господня
Пермская государственная художественная галерея
Поступление: Вторая экспедиция по сбору церковных ценностей
ДС-175

Николай Чудотворец (ДС-175) – большеразмерная резная скульптура из Богоявленской церкви города Чердыни, поступила в октябре 1923 из второй экспедиции музея в Верхне-Камский округ. 

Николай Николаевич Серебренников в 1928 году датирует её XVIII веком и приводит такое описание: «Лицо скульптуры по типу близко к местному; оно вырезано плосковатым, с рельефными носом и надглазницами. Руки, начиная от локтей, выдвинуты вперёд и отделены от туловища; в правой руке находится меч; на левой руке помещается плохо сохранившаяся церковка с четырьмя главами по углам, одной главой над входом и большой посередине главой с кокошникообразным покрытием. Фигура изваяна в епископских облачениях: синем с тенями подризнике, зелёном омофоре, красных фелони и епитрахили с орнаментами в духе русских тканей XVIII-го века и позолоченных палице и поручах».(1)

Другие исследователи, в частности, пермский искусствовед О.М. Власова,  считает возможным чуть «состарить» Николая Чудотворца, сдвинув датировку на конец XVII – начало XVIII века.  Санкт-Петербургский исследователь Никандр Мальцев более категоричен, обозначая дату для чердынского Николая  просто – XVII век. Современные учёные также предполагают, что скульптура выполнена «по специальному заказу лучшими мастерами этого времени (по предположению В.М. Шахановой, – московского круга)». (2, 3)

Все эти уточнения современных исследователей, сдвигающие датировку в сторону более ранней, сделаны после реставрационных работ 1965 – 1968 годов, проводившихся  Всесоюзным художественно-научным реставрационным центром им. И. Грабаря. В ходе реставрации был убран более новый красочный слой с растительным орнаментом и открыт старый орнамент фелони из окружностей. Орнамент на палице изменился: вместо орнаментального креста проявилось изображение серафима.  Омофор тоже получил другую окраску. 

То, что красочный слой не одинарен, заметил уже Николай Серебренников, который писал: «Сквозь существующую окраску, особенно на зеленом омофоре, местами видна прежняя окраска». (4)

Но самые большие вопросы вызывает пластическое решение образа св. Николая, а именно положение рук и перстосложение.

Удивительно, но в дореволюционных источниках текстовых упоминаний о скульптуре Николы Чудотворца  в Богоявленском храме Чердыни пока не обнаружено. Однако в фотоархиве Музея архитектуры им. А.В. Щусева (Москва) нам удалось найти дореволюционную фотографию, где скульптура св. Николая снята в интерьере Богоявленского храма. Отчётливо видно, что образ расположен на фоне иконостаса под сенью, с митрой на голове,  в правой руке меч, на предплечье левой – резной объёмный храм.  

Эта фотография – очень важный и интересный документ, который несёт массу информации для исследователей. Во-первых, позволяет точно определить место скульптуры в храме и увидеть,  как оформлено пространство вокруг. В данном случае это фотосвидетельство ещё раз подтверждает предположение, что все скульптуры Николая Чудотворца  (Николы Можайского) располагались в киотах.  Кроме того, мы видим Николая с храмом и мечом – атрибутами Николая Можайского. Но пальцы рук чердынского Николы сложены в двуперстном благославляющем жесте, который не предполагает удержания объемных атрибутов – меча и храма. На фотографии также можно чётко увидеть, что храм неестественно расположен на предплечье руки, а не на ладони, как это принято в иконографии Николы Можайского. Меч же просто вставлен в правую руку, пальцы которой не сжимают рукоятку, а сложены в именословном жесте.

Всё это позволяет предположить, что изначально у скульптуры отсутствовали меч и храм. По какой причине и когда решили сделать из Николая Чудотворца Николу Можайского, пока непонятно. 

К сожалению, меч, который был в правой руке, похищен в 1932 году, о чём свидетельствует Акт, хранящийся в архиве учёта ПГХГ. Объёмное изображение храма в силу плохой сохранности находится в хранении и не выставляется в постоянной экспозиции. 

Примечания:

1. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928, с.188

2. Пермская деревянная скульптура конце XVII – начала ХХ века. Москва, 2013, с. 278

3. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура между востоком и западом. Пермь, 2010, с.46

4. Пермская деревянная скульптура, Пермь, 1928, с.188

Анна Отмахова, ведущий научный сотрудник ПГХГ

Связанные материалы